-13 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости
Право и закон
5 Июля 2019, 18:20

Как уберечься от кибербуллинга

Как уберечься от кибербуллинга

Как уберечься от кибербуллинга
Каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе. Уважение к себе начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. Большую роль при формировании самоуважения, самооценки играет не только семья, но окружающие сверстники. Особенно мнение сверстников становится очень важным в подростковый период, когда ведущей формой деятельности становится общение. Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Мы вместе с вами должны продумать, как с этим бороться и что для этого нужно сделать. Порой буллинг возникает в силу незрелости некоторых детей.
В первую очередь, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем он общается. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми. Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы.
В первую очередь, ребенок может пожаловаться учителям. И если учителя настроены на поддержание порядка и дисциплины среди учеников, то они могут попытаться помочь ему. Поговорить с его обидчиками, вызвать в школу их родителей и призвать их провести воспитательную работу со своими детьми. Или собрать вместе ребенка, подвергаемого насилию, и его обидчиков и постараться разобраться в их взаимоотношениях. Далее родители должны немедленно заняться формированием сильной системы ценностей у ребенка. Так как на роль жертвы избирают не каждого: выбирают всегда того, кто позволяет унижать себя один раз и второй, и третий, и где обидчики всегда уверены, что так будет продолжаться дальше. Поэтому родителям необходимо своему ребенку привить навыки психологической защиты, научить его технике общения с другими людьми. Нужно обязательно научить ребенка не только четко понимать свои ценности и свою позицию, но и отстаивать ее, уметь прогнозировать поступки других людей, отсекать провокации в их интонациях и попытках сближения, отслеживать все значимые поведенческие моменты в коллективе.
Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребенка в кругу одноклассников:
научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;
участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нем одноклассникам ребенка;
приглашать одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
ребенку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как выяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать;
повышать самооценку ребенка;
в случаях завышенной самооценки ребенка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства;
помочь ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
если ребенок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
не показывать свой страх и слабость перед булли, если таковые отношения имеются, и вместо слез и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них;
не настраивать ребенка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где, занимаясь параллельно собственными делами, взрослые могут ненавязчиво наблюдать время от времени за реакциями ребенка, когда он находится в интернете, а также будет легче контролировать время работы с компьютером. Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой реальностью, знакомиться с сайтами и технологиями, которые он использует. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра sms-сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте онлайн-репутацию ребенка - ищите его имя в поисковых серверах.
Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. Сохраняйте спокойствие - вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка. Не следует преуменьшать значение агрессии против вашего ребенка, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание. Проговорите с ребенком ситуацию и внимательно его выслушайте.
Задача родителей не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родителями может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!
Наша справка: буллинг (преследование, - ред.), скулшутинг (вооруженные нападения в школе, ред.), кибербуллинг (травля в интернете, - ред.).
З. ЗИЯКАЕВА, инспектор ПДН ОМВД России по Шаранскому району, лейтенант полиции.
Читайте нас в