Изобретательность мошенников не знает границ, постоянно появляются все новые методики, направленные на выманивание денег у граждан. Приведем несколько примеров:
1) «Вам положен «кэшбэк» от поликлиники». Это новый предлог для обмана, на который попалась пенсионерка. Ей позвонил лжесотрудник поликлиники и предложил пройти флюорографию, а также зарегистрировать ее в реестр лиц, которым положен возврат денег в размере 5% от приобретения лекарств. Согласившись с заманчивым предложением, женщина по инструкции собеседника совершила непонятные ей манипуляции со своим мобильным телефоном, который был подключен к онлайн-банку. После так называемого подключения к «кэшбэку» собеседник попрощался, а у жертвы обнулился банковский счет на 278 тысяч рублей, накопленных с пенсии за несколько лет.
2) Никогда не совершайте какие-либо действия с мобильным телефоном в ходе телефонного разговора с незнакомыми. Еще одна новая уловка, от которой пострадал гр. Н. Ему позвонил лжесотрудник банка и под угрозой блокировки денег на счету сообщил о якобы обязательном переходе из-за санкций с платежной системы «Viza» на «Мир». Поверив в лживую историю, гр. Н. несколько раз сообщил злоумышленникам коды из смс-сообщений, сначала якобы для подтверждения личности, потом для подтверждения согласия, а затем для завершения сеанса обслуживания. Таким образом он предоставил им удаленный доступ к своему банковскому приложению. Только на следующий день мужчина обнаружил списание средств со своего банковского счета. Запомните! По телефону банковские работники не требуют называть персональные коды!
3) «Мошенники из жилищнокоммунального хозяйства». Пенсионерке позвонил мошенник и, представившись сотрудником энергосбытовой компании, сообщил, что по государственной программе ей положены льготы на оплату услуг ЖКХ и бесплатная установка счетчиков. Для включения в реестр льгот ее убедили скачать на мобильный телефон приложение под названием «Энергосбыт», которое фактически позволяет получить удаленный доступ к устройству жертвы. После установки данной программы женщина потеряла управление своим телефоном. Обратившись в банк, она обнаружила списание 900 тысяч рублей со своего счета в адрес неизвестных лиц. Не устанавливайте приложения из неизвестных источников!
4) Не существует «зеркальных» кредитов, «единого» лицевого счета и «безопасного счета». Гр. М. позвонил лжесотрудник «Госуслуг» и сообщил о якобы неучтенном трудовом стаже. Для исправления ситуации предложил назвать код из смс-сообщения, но мужчина не поверил и отказался от дальнейшего разговора. Через некоторое время ему снова поступил звонок от неизвестного, который на этот раз представился сотрудником Центрального банка и напугал якобы оформленной заявкой на кредит третьими лицами. Потерпевший был готов опять прервать общение, но его подкупило то, что сообщив, что действительно предыдущий звонок был мошенническим, лжесотрудник банка предложил оформить «зеркальный» кредит (чтобы определить мошенников и деньги им не достались) и перевести их на якобы единый лицевой счет.
Таким образом, введенный в заблуждение мужчина перевел более 1 миллиона рублей на счет злоумышленников.
Запомните! В любом случае общение с неизвестным абонентом требует особого внимания! Будьте бдительны!
А. ФАТХУЛЛИНА, начальник группы дознания Отделения МВД России по Шаранскому району, майор полиции.