Существующие виды мошенничества в интернете можно условно разделить на 2 большие группы:
Программное списание денег у пользователя происходит при помощи специальных средств: вирусов, поддельных сайтов и пр.
Психологическое базой для мошенничества становится человеческий фактор: пользователи самостоятельно переводят деньги на счета преступников, поверив в изложенную ими историю.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, стоит выбирать только проверенные интернет-магазины и не оплачивать заранее заказы, сделанные через социальные сети или сайты объявлений. Если же товар крайне необходим или цена на него является очень привлекательной, перед оформлением заказа стоит проверить интернет-магазин на мошенничество. Для этого можно:
Выяснить дату регистрации домена. Если сайт создан недавно (неделю или даже месяц назад), вероятность того, что его используют мошенники, крайне высока.
Почитать отзывы на форумах или специализированных сайтах-отзовиках. Если таких отзывов нет или они отрицательные, от покупки стоит отказаться. Обилие однотипных восторженных откликов также должно насторожить - скорее всего, они заказные и не соответствуют действительности.
Реально оценить предложение магазина. Ликвидация брендовой коллекции со скидкой 90% от начальной стоимости, реализация конфиската или продажа флагманских моделей электронной техники за полцены, вероятнее всего, только приманка со стороны мошенников.
Если звонят из банка и просят реквизиты карты, код доступа, ни в коем случае не сообщайте никому реквизиты своей карты, а также CVC-код, расположенный с обратной стороны карты. Представители банка знают, на кого зарегистрирована карта, и видят сведения клиента. Также мошенники используют смс-рассылку с сообщением о том, что карта заблокирована. Клиент перезванивает по указанному номеру, а мошенники сообщают, что на сервере произошел сбой, и просят номер карты и пин-код, который был выслан на телефон потерпевшего. Как только эти сведения сообщаются, мошенники могут управлять счетом жертвы.
Если вы вошли в онлайн-банк, а смс о входе не поступили, рекомендуем незамедлительно обратиться в банк и заблокировать счет. Разблокировать его можно будет обратившись в банк с паспортом и обязательной сменой пароля.
Если мошенники каким-то образом смогли получить доступ к карте и списали с нее денежные средства, потерпевшему следует:
- обратиться в банк и заблокировать карту;
- в офисе банка написать заявление о том, что указанная операция не была совершена потерпевшим;
- написать заявление в полицию о краже денежных средств с карты.
Запомните! В любом случае общение с неизвестным абонентом требует особого внимания! Будьте бдительны!
А. ФАТХУЛЛИНА, начальник ГД Отделения МВД России по Шаранскому району, майор полиции.