В 2020 году из водоемов Башкирии спасатели достали более чем в семь раз больше людей, чем за аналогичный период прошлого года. Число утонувших выросло в три раза. Ситуацию усугубляет то, что среди погибших много детей. Если верить сводкам, в ЧП на воде виноваты сами люди – употребляют спиртное, плавают в запрещенных местах. Однако не все так просто – у службы спасения есть свои проблемы. Корреспондент UFA.AIF.RU разбирался, можно ли было избежать этих трагедий.
Только за последнюю неделю в Башкирии произошло три громких происшествия на воде. 15-летний
подросток утонул, гуляя вдоль берега реки Уфы, за пятилетним мальчиком
недосмотрели взрослые, еще одного подростка, 17-ти лет,
унесло на надувном матрасе от берега на озере Аслыкуль (плавательное средство нашли, а парня нет). Заголовки со словом «утонул» мелькают в региональных СМИ два-три раза в сутки.
По данным МЧС Башкирии, из воды в 2020 году вытащили 162 человек, в том числе 13 детей. Утонули 60 человек, в том числе десять детей. Для сравнения - на 16 июля 2019 года произошло 21 происшествие, в которых погибло 19 человек, шесть из которых дети. Утопление – официальная причина в 16 случаях.
Судя по сводкам, в воде гибнут чаще всего те, кто употреблял спиртное перед тем как зайти в воду. Да и общее число отдыхающих на пляжах резко увеличилось. По словам вице-премьера правительства Башкирии Ирека Сагитова, людей на пляжах в три раза больше, чем в прошлые годы. Сказались ограничительные меры по COVID-19 и аномальная жара. На сегодня в Уфе открыты девять оборудованных пляжей, по всей республике - 86. В этом году их число власти обещали увеличить до 113. А пока их не хватает люди продолжают плавать в запрещенных зонах, опасных для жизни.
«Мы работаем, чтобы аттестованных пляжей было больше. Чтобы люди могли приходить и отдыхать с комфортом и купаться в безопасных местах, – сообщил журналистам после рейда по пляжам Ирек Сагитов. – Но тем не менее появляется очень много диких пляжей. И очень много людей, которые выпивают на берегу, будто приходят туда специально, чтобы напиться. А начинаешь с ними разговаривать, отвечают: "Не ваше дело, если я утону"».
По несанкционированным пляжам постоянно проводят профилактические рейды – людям раздают информационные листовки с призывом соблюдать правила безопасности. А для некоторых нарушителей даже полицию вызывают – за распитие алкоголя в общественном месте по закону положен штраф (статья 20.20 КоАП РФ). На рейды ежедневно выходит 250 мобильных групп, из них три десятка работают только по Уфе.
Власти подчеркивают, что на помощь тонущим спасатели гарантированно приходят только на санкционированных пляжах. У них в распоряжении всегда должно быть собственное плавсредство, а во-вторых, дежурят минимум по два человека.
На пляжах республики дежурят сотрудники и МЧС, региональных и муниципальных спасательных служб (например, в Уфе это Управление гражданской защиты, в других городах свои организации и ведомства). Также в регионе действует автономная некоммерческая организация общественная организация «Спасания на водах» (БРООСВОД).
«Например, мальчик, который уплыл на матрасе на Аслыкуле, отдыхал на "диком" пляже, - говорит начальник пресс-службы регионального управления МЧС России Алик Шарафутлинов. - В легальных местах отдыха дежурные спасатели в принципе не допускают такой ситуации, когда уплывшего на матрасе человека приходится искать».
Все ли есть у спасателей?
В представлении многих спасатели должны быстро вытаскивать из воды всех тонущих. И часто люди выдвигают версии, что профильным службам просто не хватает ресурсов. Так было, например, после трагедии на Аслыкуле. Очевидец Борис Быстров заявил, что несчастный случай произошел из-за плохого технического обеспечения.
«Спасатель БРООСВООД Сергей, у которого сегодня законный выходной, на своей лодке с мотором мощностью всего пять лошадиных сил пытался найти парня, но с такой скоростью это просто нереально, ведь озеро в ширину шесть и в длину девять километров, – написал Быстров на своей странице в Facebook. – А спасатели вынуждены ходить на своём личном оборудовании».
В МЧС признают, что ресурсов действительно недостаточно, чтобы охватить все водные объекты.
«Сотрудников на всех, конечно не хватает, - говорит Алик Шарафутдинов. - Есть и недостаток в техническом обеспечении, на станциях постоянно чего-то не хватает. Но даже если сейчас враз как-то решить вопрос с техникой, смертельные случаи на воде не прекратятся. Ведь гибнут, как правило, в запрещенных местах, где спасателей близко нет, а если и бывают, то лишь по счастливому случаю».
Но даже если сейчас враз как-то решить вопрос с техникой, смертельные случаи на воде не прекратятся. Ведь гибнут, как правило, в запрещенных местах.
Прокомментировал ситуацию и начальник регионального управления МЧС Марат Латыпов:
«Давайте сначала разберемся, а должен ли был в том месте, где пропал подросток, патрулировать катер спасателей? У МЧС на Аслыкуле свой пост госинспекции по маломерным судам (ГИМС. - прим.ред.), но в его задачи не входит спасать купающихся. Конечно, если увидят – спасут, но специально ради этого воду не патрулируют, наши спасатели следят за порядком на гражданских катерах на воде».
На оборудованном пляже спасатель, который прошел специальное обучение, увидит тонущего вовремя. На необорудованном –вас могут вообще не заметить.
Тонут люди быстро и тихо - так утверждают те, кто лично был свидетелем трагедии. Достаточно секунд. Если человек находится под водой семь минут, то вытащить его живым поможет только чудо. И когда человек отдыхает на несанкционированном пляже, у спасателей минимум шансов добраться вовремя.
И тем не менее, чудеса случаются. Одной из таких историй поделился
начальник уфимского филиала Приволжского регионального поисково-спасательного отряда (ПСО) МЧС России Александр Цигельников. Кстати, это он
руководил поиском на воде пропавших отца и сыновей Мазовых.
«Случай был примерно месяца полтора назад, в мае, – рассказывает он. – Нам сообщили, что женщина тонет на Уфимке, где-то в районе Шакши. Вызвали нас. А у нас база на Менделеева, чтобы вы понимали. Мы успели за 17 минут добраться до места, надуть лодку и спасти женщину. Когда мы ее увидели, она просто плыла по течению, уже не двигалась. Вытащили из воды с сильным переохлаждением, передали в руки медиков. Из-за шока и гипотермии она была в таком состоянии, что не могла связно разговаривать. Но сам факт такого спасения – дело случая. На воде нам чаще приходится работать с уже погибшими».
Случаются и «запланированные» чудеса. Ежегодно по весне спасатели выставляют посты в самых опасных местах на реках, пользующихся популярностью у любителей сплавляться по горным рекам.
«Вот там мы спасаем, так сказать, пачками, – говорит Цигельников. – Люди один за другим переворачиваются на лодках, а мы их одного за другим из воды вылавливаем. Но выставить подобные и, к тому же, постоянные посты во всех опасных местах невозможно».
Следует усвоить, в том числе, что надувной матрас - мнимый фактор безопасности. Он может сыграть с вами злую шутку. Вспомните, сколько было случаев, когда люди гибли, удалившись от берега на таком «плавательном средстве».
«Человек думает, что он в безопасности и теряет бдительность. К чему это приводит, мы все наслышаны – люди оказываются там, где их сложно найти. Если где-то далеко от берега сильный порыв ветра перевернет матрас и откинет его в сторону, как это обычно и происходит, то человек оказывается вообще без поддержки, на плаву его может удержать только собственное тело и навыки пловца», – объяснил Алик Шарафутдинов.
Если вы тонете, то не паникуйте. Постарайтесь принять горизонтальную позу, лечь на спину “звездочкой” - вода сама удержит вас на поверхности. Если вас сносит течением - не боритесь с ним, не плывите против. Пусть вас отнесет по воде далеко от места отдыха - вернуться можно и по суше. По течению надо плыть, постепенно приближаясь к удобному для выхода на берег месту.
Спасатели утверждают, что в основном люди тонут совершенно случайно – в тот момент, когда совершенно не ожидают этого.
«Трагедия на воде – это, как правило, несчастный случай. Должен совпасть ряд факторов. Как в авиации самолет никогда не падает по одной причине, так и на воде - по одной причине человек никогда не тонет, – уверен Александр Цигельников. – Среди возможных причин – и переохлаждение, и спазм сосудов, а еще может наложиться алкогольное опьянение. Или испуг, например, когда человек резко проваливается в яму на дне. Остановка сердца, слабое здоровье – все что угодно в сочетании с другими факторами. По моим наблюдениям, примерно две трети погибших на воде взрослых были в алкогольном опьянении».