Все новости
ЖКХ
1 Февраля 2019, 12:22

Система обращения с ТКО: вопросы и ответы

Система обращения с ТКО: вопросы и ответы

Система обращения с ТКО: вопросы и ответы
- Цель реформы? К чему мы стремимся в ближайшее время и в перспективе?
Цель «мусорной» реформы — формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами; создание объектов инфраструктуры, в том числе высокотехнологичных, по сбору, сортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, ликвидация несанкционированных свалок отходов и предотвращение образования новых.
В перспективе - вовлечение максимально возможного объема отходов во вторичное использование в виде вторсырья, минимизация объема отходов, подлежащих захоронению на специализированных полигонах.
Региональные операторы за счет прибыли и собственных инвестиций должны будут создать недостающие на сегодняшний день объекты инфраструктуры, в том числе мусоросортировочные комплексы, мусороперерабатывающие заводы и новые полигоны.
Также реформа направлена на ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок.
- Как и в какие сроки будет реализовываться реформа? За что отвечает муниципалитет, за что регоператор?
Работа по подготовке к реформированию системы обращения с твердыми коммунальными отходами начата в 2015 году с принятием Федерального закона №458 от 29 декабря 2014 года.
При подготовке к переходу на новую систему обращения с ТКО в Республике Башкортостан разработаны и утверждены:
- территориальная схема обращения с отходами (в том числе с твердыми коммунальными отходами);
- нормативы накопления ТКО;
- порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления);
- правила осуществления деятельности региональных операторов и др.
На органы местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. №1039 возложены обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Также администрации будут обязаны вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и размещать информацию о внесении или изменении данных в этом реестре в сети интернет.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением специализированных компаний.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО), утвержденными постановлением Правительства РФ №1156 от 11.12.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» (далее – постановление Правительства РФ №1156).
Пунктом 10 Правил обращения с ТКО установлено, что в соответствии с условиями договора складирование твердых коммунальных отходов потребители осуществляют одним из способов:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, контейнеры могут приобретать собственники земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов; органы местного самоуправления, создавшие места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством; организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; потребители; региональные операторы.
- Должны ли быть контейнеры в сельской местности, есть ли нормативы по дальности и по графику вывоза? Влияет ли это на стоимость?
В соответствии с действующим законодательством, в 2019 году во всех населенных пунктах республики администрации муниципальных образований во взаимодействии с региональными операторами должны обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, оборудованные контейнерами. Вместе с тем, пунктом 10 Правил обращения с ТКО установлено, что складирование твердых коммунальных отходов потребители могут осуществлять в пакеты или другие емкости, в соответствии с условиями договора.
Справочно:
С 1 января 2019 года на органы местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. №1039 возложены обязанности по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
По состоянию на 31 декабря 2018 года 62% населения республики было охвачено планово-регулярной системой сбора и вывоза отходов.
2019 год является переходным периодом для всей страны. В течение 2019 года в тех населенных пунктах, где отсутствуют места накопления твердых коммунальных отходов, будет осуществляться их организация в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. По согласованию между администрациями муниципальных образований с региональным оператором, до момента организации мест накопления твердых коммунальных отходов в отдаленных населенных пунктах сбор отходов возможен в пакеты или другие емкости.
Справочно: Согласно пункту 8.2.5 Санитарных правил «СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. На переходный период 2019 года будут действовать соглашения о взаимодействии между администрациями муниципальных районов и региональными операторами, условиями которых предусмотрено определение мест сбора ТКО и периодичность вывоза. На текущий момент 86% муниципальных районов заключили соглашения, периодичность вывоза согласована в 38%. Администрации сельских поселений проинформируют население на сходах граждан о местах сбора мусора, графике вывоза ТКО и с помощью объявлений в общедоступных местах и в муниципальных СМИ.
Жителям тех населенных пунктов, из которых региональные операторы в течение месяца не будут иметь возможность фактически вывозить твердые коммунальные отходы по тем или иным причинам, региональные операторы не имеют права выставлять квитанции на оплату услуги по обращению с отходами. Текущий контроль и фиксацию вывоза ТКО осуществляют администрации сельских поселений. Заявки на вывоз ТКО направляются администрациями сельских поселений на телефон диспетчера регионального оператора для обеспечения своевременного вывоза. Звонки фиксируются, вывоз отслеживается через систему ГЛОНАСС.
Читайте нас: