Все новости
Общество
19 Января 2021, 16:27

Фан Валиахметов: «Неспетых песен еще достаточно... »

18 января исполнилось 70 лет народному артисту Башкортостана и Татарстана, почетному гражданину Шаранского района, певцу и тальянисту Фану Гависовичу ВалиахметовуНезадолго до этой знаменательной даты Фан Гависович поделился воспоминаниями о своем творческом пути.– Моему природному дару – голосу – тоже скоро будет 70 лет, – с улыбкой на лице начал свои воспоминания народный артист Фан Валиахметов, – ведь впервые я заявил о себе громким плачем при рождении в далеком 1951 году. И вот с тех пор мой голос исправно служит и мне, и людям. Я благодарен отцу с матерью, они мне заложили такой тембр, признателен также своему педагогу по вокалу Уфимского училища искусств Джону Мирзахметовичу Мусину, который бережно развил мой природный дар. Поэтому мой голос все еще крепок и звучен. Пока он есть, буду служить музыке, эстраде, своим слушателям. Неспетых песен еще достаточно.

18 января исполнилось 70 лет народному артисту Башкортостана и Татарстана, почетному гражданину Шаранского района, певцу и тальянисту Фану Гависовичу Валиахметову
Незадолго до этой знаменательной даты Фан Гависович поделился воспоминаниями о своем творческом пути.
– Моему природному дару – голосу – тоже скоро будет 70 лет, – с улыбкой на лице начал свои воспоминания народный артист Фан Валиахметов, – ведь впервые я заявил о себе громким плачем при рождении в далеком 1951 году. И вот с тех пор мой голос исправно служит и мне, и людям. Я благодарен отцу с матерью, они мне заложили такой тембр, признателен также своему педагогу по вокалу Уфимского училища искусств Джону Мирзахметовичу Мусину, который бережно развил мой природный дар. Поэтому мой голос все еще крепок и звучен. Пока он есть, буду служить музыке, эстраде, своим слушателям. Неспетых песен еще достаточно.
Симфония фрезерных станков
Если спросить меня, с чего по-настоящему началось увлечение музыкой и пением, я вспоминаю себя учеником Зириклинской школы, когда впервые вышел перед публикой и спел песню на ферме перед животноводами и доярками. Но это еще было детским увлечением. Музыка вселилась в меня, думаю, тогда, когда начал работать на Туймазинском заводе геофизического оборудования фрезеровщиком, а по вечерам ходил на репетиции в кружок художественной самодеятельности во Дворец культуры. У меня в цеху были четыре станка, и каждый из них при работе звучал по-своему. В такт им я самопроизвольно начинал подпевать свои мелодии, получалась своего рода симфония звуков и напевов. Наблюдать со стороны за мной было, наверное, интересно и, как говорит сейчас молодежь, «прикольно». Подхожу к очередному станку и начинаю подпевать ему его нотами, к другому – уже совсем иным тембром.
Пожилой фронтовик - коллега по работе, который наблюдал за этим «концертом», однажды и сказал:
- Ты, сынок, давай учись на певца, твое место на сцене…
Конечно, путь на сцену и на сцене не был усыпан только розами. Достаточно было недоброжелателей и откровенных врагов. Хоть и говорят, что судьба артиста предполагает интриги, сплетни, различные небылицы, но надо иметь в виду, что они отражаются и на здоровье и влияют на обстановку в семье. В этом плане я благодарен супруге Светлане, которая проявляла мудрость и понимание, научилась отделять правду, истину от лжи и обмана.
Часто выходил из пикантных ситуаций с юмором, иногда ставил на место «доброжелателей». Но настоящих друзей, ценителей моего творчества гораздо больше. Они и помогали мне жить, творить дальше, добиваться успехов на сцене.
Приходилось много трудиться, работать над голосом, манерой исполнения, проникновением в музыку, песню, сценическим мастерством. Совершенно новым этапом в моем творчестве стало овладение игрой на тальянке. Этот татарский народный музыкальный инструмент помог мне по-настоящему подняться на вершину, хотя и до тальянки я был уже состоявшимся певцом.
Поклонники мне часто рассказывали, как в их семьях очень трепетно относятся к моим песням и творчеству. Когда по радио или телевидению передавали мою песню, запрещали в доме шуметь и что-то делать, пока не завершится выступление. Я благодарен своей аудитории, которой по душе исполнение произведений с глубоким содержанием, высокой моралью, благородной музыкой. Слушатели часто признавались, что мои песни помогают жить и в минуты радости, и в трудные времена.
Многим молодым людям тоже импонирует мой репертуар. Некоторым из них нравятся мои песни, потому что их любят или любили их отцы и матери. А пожилые слушатели – это особая категория населения, к которой я отношусь и с большим почтением за их возраст, и с уважением за их труд, прожитые годы.
Шаран – колыбель моего творчества
Первые шаги я делал в моей родной деревне Хафизовка (к сожалению, нет теперь этой деревушки на карте Дюртюлинского сельсовета Шаранского района). Здесь в объятиях чудесной природы, вдыхая аромат чистого воздуха, я вырос, окреп, становился личностью. Затем Зириклинская школа, которая дала не только образование, но и толчок творчеству на сцене. Так что мой долгий творческий путь начался на малой родине, поэтому Шаран незримо присутствует в каждой ноте мелодий, между строк песен.
Я не скажу, что мои родители были в восторге от моего выбора профессии артиста. Они были люди от земли, работали в колхозе, мама была знатным комбайнером. В их представлении человек должен был трудиться или на земле, или на производстве, чтобы стать нужной обществу личностью. Но когда я стал уже известным певцом и люди начали говорить родителям, что любят слушать их сына, они поменяли свои взгляды и признали мою сценическую профессию. Мать тогда сказала:
- Раз людям твое пение нравится, значит, оно нужно. Только учти: на этом пути будет много препятствий, трудностей.
После долгих скитаний по Башкортостану, Татарстану, России и многим странам я опять «приземлился» на свою малую родину. Это тоже не случайно. Некий магнит все равно тянет к тем местам, где ты в далеком детстве, юношеские годы прожил самые счастливые времена под крылом матери, отца, родных и близких людей. Чувства трепетной любви к родным уголкам, людям сидят глубоко в моей душе.
Конечно, моему возвращению не все рукоплескали. Были и те, кто откровенно мешал мне строиться здесь, отказывали в помощи, хотя вполне могли бы облегчить мне процесс обустройства своего «гнезда». Ну что тут поделаешь, так бывало часто в жизни. Но ведь и добрых людей достаточно. Несмотря на все эти трудности, я здесь, у себя на родной земле, живу, вдыхая родной воздух. А тем, кто не захотел подставить свое плечо, когда я нуждался в поддержке, бог судья.
Многое у меня от мамы
- От отца я унаследовал музыкальный слух, он играл на гармошке. Моя мама Галима (Лотфулла кызы) по историческим меркам – героическая личность. В послевоенные годы, когда не хватало рабочих рук на производстве, она наравне с мужчинами встала за штурвал комбайна. При этом надо иметь в виду, что тогда «степные корабли» не отличались особым комфортом для комбайнера. Это был тяжелый физический, изнуряющий труд, подвластный крепким мужчинам. Но она трудилась, пропадая на весь период уборки зерновых на полях колхозов. И при этом оставалась оптимистом, не жаловалась на жизнь. Любила справедливость во всем, терпеть не могла подхалимство, говорила о вещах и явлениях своими именами. Будучи коммунистом, активно выступала на собраниях с критикой и простых колхозников, и руководителей. До сих пор поражаюсь ее мудрости, прозорливости, уму. Не имея большого образования, она очень трезво и точно понимала жизнь, разбиралась в политике, давала дельные советы. Ее крылатые фразы-афоризмы на всем моем жизненном пути указывали на путь истинный. Например:
- Что толку от диплома, если ты безграмотный («Уку белән мени, хәреф танымагач») – о горе-специалистах с дипломом, которые не разбирались в элементарных вопросах;
- Не будь таким, как пустой колос («Буш башак булма») – о том, что на поле ржи пустой колос обычно возвышается над всеми остальными, потому что он легкий, бесполезный, а зрелый колос склоняется к земле. Она настаивала, чтобы я не бил себя в грудь, что лучше и выше всех, чтобы всегда оставался скромным, вкладывал в свою работу всего себя;
- Штаны те же, только пуговки снаружи («Шул ук штан булыр инде ул, тик төймәсе генә тыштан») – о ситуации в республике и стране после объявлений парадов суверенитетов, которые мало что поменяли в жизни простых людей в лучшую сторону...
Прямота в мыслях и словах у меня от мамы. Бывало, что в некоторые моменты жизни мой язык сыграл против меня, что и огорчало иногда. Но с другой стороны, думать одно, говорить другое – не для меня.
Они сыграли в моей судьбе большую роль
Мне за свою долгую жизнь пришлось шагать рядом со многими людьми. Некоторые из них оказали на меня большое влияние. В детские годы – это, конечно, мама, папа, близкие родственники. Потом школа, учителя. Про старого рабочего ТЗГО я уже говорил здесь.
В моем становлении как профессионального артиста решающую роль сыграли метры башкирской эстрады Бахти Гайсин и Фарида Кудашева, которые из вчерашнего выпускника музыкального училища «лепили» исполнителя современных и народных песен. Артист эстрады Ахат Уразметов («Кәтүк»), с которым исколесил всю республику, сыграл огромную роль в становлении как артиста. Как жить среди людей, ладить с ними и быть благодарным им учился у писателя-исследователя Шахинура Мустафина из Татарстана. Не могу не отметить своего друга, государственного деятеля Татарстана Вагиза Мингазова, через него познал многое в жизни. Плодотворным оказался наш творческий дуэт с певцом, композитором, общественным деятелем Фаниром Галимовым, за что ему очень благодарен. Бог мне дал быть рядом с выдающимися артистами эстрады, такими как Салават Фатхетдинов, Айдар Галимов и другие, общение и совместная работа на сцене с которыми приносили большое удовлетворение и являлись стимулом для творчества.
Я благодарен своей супруге Светлане, которая помогла воспитать трех сыновей, всегда поддерживала меня, была первым слушателем моих новых песен, ценным советчиком, и именно благодаря ей стал тем, кто я есть сегодня.
Ну и, конечно, я признателен своим сотням, тысячам поклонников, им нравятся мои песни, моя тальянка. Среди них много ветеранов труда, пожилых людей, поддержка которых особо ценна.
Актанышский «след» в творчестве
В творчестве нашего знатного земляка Актанышский район Республики Татарстан сыграл заметную роль. Как вспоминает Фан Гависович, ему сценический голос в училище поставил уроженец данного района Джон Мусин, сохранив данный природой уникальный, неповторимый бархатный тембр голоса. Первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев (он также выходец из этого района) пять раз вручал Фану Валиахметову государственные награды республики. Три года назад в день Сабантуя приикских сел в с. Актаныш наш народный артист получил Благодарственное письмо Государственного Совета Республики Татарстан из рук его председателя Ф. Х. Мухаметшина.
Заметим, что река Сюнь начинается на территории Шаранского района и протекает через Актанышский район. Творческая судьба Фана Гависовича, воспевшего красоту нашей главной реки в своих песнях, незримыми нитями связана с ней. В детские годы он каждое лето проводил у тети в д. Каракулька нашего района, мама Галима долгое время проживала в с. Нижние Ташлы также недалеко от Сюни, куда в гости к ней сын приезжал уже знатным артистом. Актанышский район помог забраться на вершину сценического мастерства через своего посланца Джона Мусина и высоко оценил творчество нашего земляка. Вот такая энергетика реки Сюнь.
Гордость земли шаранской
Фан Гависович как деятель искусства, певец и тальянист в своем творчестве всегда воспевает красоту родного края, прославляет наш край. Его бархатный голос покорил не только просторы двух братских республик – Башкортостана и Татарстана, но и всей России, бывших республик СССР, Китайской народной республики, Австралии. Его исполнительское мастерство и тальянка вдохновляют татар всего мира.
Все свое творчество он посвятил татарской и башкирской песне, тем самым развивая культуру наших народов, исполняя народные песни, прививая любовь к уникальному творческому наследию предков.
Фан Валиахметов с самого основания Межрегионального конкурса исполнителей татарских песен «Сюньский соловей» («Сөн сандугачы») является его бессменным председателем жюри. Благодаря его непосредственному участию в организации и проведении данного фестиваля к нам, в Шаранский район, съезжаются со всей республики и соседних регионов сильные, талантливые исполнители, юные «звездочки» сцены. Его общение с молодыми талантами, работниками культуры оказывает на них большое влияние.
Межрегиональный конкурс «Сам играю, сам пою» («Үзем уйныйм, үзем җырлыйм»), организованный Фаном Валиахметовым, его школа сценического творчества, исполнительского мастерства становятся фабрикой талантов. Не случайно в последние годы на эстраду вышли немало шаранских парней и девушек, завоевывая симпатию зрительской аудитории. Большой положительный отклик в сердцах шаранцев вызывает песня «Шараным» («Мой Шаран») в исполнении Фана Валиахметова. Выходя на различные сцены, наш земляк прославляет наш край, тем самым создает положительный имидж Шаранского района.
Фану Гависовичу по достоинству присвоено почетное звание «Почетный гражданин Шаранского района».
Награды:
  1. Медаль Российской Федерации «В память 1000-летия г. Казани» (2010);
  2. Почетное звание «Заслуженный артист Башкирской АССР» (1989);
  3. Почетное звание «Заслуженный артист Республики Татарстан» (1994);
  4. Почетная грамота Республики Татарстан (2002);
  5. Почетное звание «Народный артист Республики Татарстан» (2007);
  6. Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан (2010);
  7. Почетное звание «Народный артист Республики Башкортостан» (2011);
  8. Почетное звание «Почетный гражданин Шаранского района Республики Башкортостан».
  9. Беседовал с юбиляром Р. МУСИН.
    Фан Валиахметов в молодости.
    Супруги Валиахметовы.
    С Фаниром Галимовым.
    Фото из семейного альбома.
    Читайте нас: