В детстве мне казалось, что люди, перешедшие 40-летний рубеж, - это уже пожилые люди. А ведь сейчас сами приближаемся к 60 годам… Хочется оставаться молодой и не думать о старости.
Мои односельчане пожилого возраста, чье детство и юность пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы, тихо покидают этот светлый мир.
Хочется рассказать о своей матери Явгаре Тазиевне Мухамадеевой. Мой дедушка Тази Бадретдинович участвовал в войне с Финляндией. Потом его одним из первых призвали на фронт и в 1941 году. В то время моя бабушка Назиба Закиевна ждала ребенка.
- Скоро, через два – три месяца, с победой вернемся домой, - успокоил тогда 27-летний ефрейтор свою супругу.
А его молодая жена в ответ вздохнула:
- Как прожить эти несколько месяцев?
После этого он так и не вернулся с войны, а молодая вдова Назиба одна растила свою дочь Явгару, мою маму.
Всю жизнь моя мама с горечью в голосе говорила: «Я в детстве и юности завидовала тем сверстникам, у которых были полные семьи, дома были папа и мама, братья и сестры. Мне ведь не пришлось ни разу сказать слово «папа».
Она со своей мамой жила очень трудно: не было одежды, голодали, да и дом был очень старый.
- В холода на полу вода ночью замерзала, можно было запросто поскользнуться и упасть. Поэтому мама постоянно мерзла, даже жарким летом куталась в теплую одежду, - с болью в голосе вспоминала моя мама Явгара свои тяжелые детские годы.
Несмотря на жизненные трудности, моя бабушка Назиба Закиевна в колхозе одной из первых стала дояркой, работала вместе с Мальфой эби. А моя мама с пятнадцати лет тоже в числе первых стала работать в колхозе телятницей.
Мой папа Хазинур, к сожалению, умер 18 лет назад. Мы жили, зная, что мама рядом с нами, дает нам свои мудрые советы, навещает нас. Нам казалось, что она с нами будет очень долго. 5 сентября исполняется год, как ее нет с нами. Тяжело пережить утрату самого дорогого человека.
Вспоминаю, как на одном из концертных выступлений известная певица Ильсия Бадретдинова поделилась со зрителями о том, что во время последней встречи со своей матерью она допустила несколько фраз, которые ранили сердце матери.
- Я тогда подумала – попрошу прощения в следующий раз. Но через две недели мамы не стало. Этот тяжелый груз невозможности попросить прощения у мамы останется в душе моей навсегда, - говорила артистка со слезами на глазах.
Да, в жизни все бывает, мы порой обижаем близких нам людей жесткими словами, думаем, что есть еще время попросить прощения, помириться с близким человеком, но бывает слишком поздно.
Пока живы наши близкие люди, папы и мамы, цените, любите и оберегайте их. Не обижайте их ни словом, ни делом, потому что нет ничего хуже, чем всю оставшуюся жизнь корить себя за то, что вовремя не извинились или не помирились с очень дорогим человеком.
З. ХАННАНОВА. с. Чалмалы.