Все новости
Общество
10 Мая 2020, 00:40

Боевой путь 19-летнего танкиста бессмертен

Б. А. Сидорову из с. Базгиево 9 мая 2020 года исполнилось бы 95 лет. Борис Сидоров в годы Великой Отечественной войны в составе 50-танкового батальона достигает Польши. В одном из писем в деревню он пишет: «Наш танк в бою сгорел, а сами мы пока живы, сражаемся на польской земле». Он был тяжело ранен в августе 1944 года у деревни Стодзев Гарволенского района Польши и был помещен в 180-й хирургический госпиталь. К сожалению, он не смог оправиться от ранений и умер 5 августа 1944 года, ему тогда было всего 19 лет...

Боевой путь 19-летнего танкиста бессмертен
Б. А. Сидорову из с. Базгиево 9 мая 2020 года исполнилось бы 95 лет
Я расскажу о боевом пути моего дяди - Бориса Андреевича Сидорова. Он родился в 1925 году в селе Базгиево Шаранского района первым ребенком в семье Андрея Николаевича и Татьяны Григорьевны Сидоровых. Для меня они – дедушка и бабушка, а всего в семье у них было пять сыновей. Как и все сельские жители, они вели хозяйство, выращивали урожай и содержали скот. Мой дед - Андрей Николаевич - был мастером на все руки: рубил срубы, искусно делал телеги, сани, был кузнецом.
В 1939 году 11 семей из с. Базгиево покинули свои дома и переехали в Челябинскую область в поисках лучшей жизни. Но чужая земля не приняла их приветливо. Им приходилось вырубать лес, выкорчевывать пни и жить в землянках. Борис получает извещение из Шаранского военкомата о том, что он призван на учебу в ФЗО, и с бабушкой Матреной он возвращается в родные края. Вернувшись, они узнают, что в их оставленном доме поселилась семья беженцев, приехавшая из мест, где уже шла война. Временные жильцы в холодную зиму стопили в печи забор и столбы.
Вместе с другими юношами из Шаранского района Борис едет в Свердловскую область на учебу в ФЗО. А его отец, Андрей Николаевич Сидоров, оставшийся в Челябинске, был направлен в трудовую армию, ему тогда уже было 50 лет. Он чинит разрушенную технику, так как он был ведущим кузнецом колхоза в деревне. А мать, взяв детей, решает вернуться в родные края с 9 другими семьями. Несколько дней они ждали поезд на Челябинском вокзале. Только когда мать отнесла все свои ценности начальнику станции, они смогли сесть в вагон и доехали до железнодорожной станции поселка Кандры. Мой отец (второй сын Андрея Николаевича и Татьяны Григорьевны), добравшись пешком из Кандров в Базгиево, сумел найти лошадь и забрать оставшихся родственников. Теперь он остается в семье за старшего. Отец семейства – Андрей Николаевич – вернулся из Челябинска только после окончания войны.
Борис Сидоров в ФЗО учится ездить на танке и в составе 50-танкового батальона даже достигает Польши. В одном из писем в деревню он пишет: «Наш танк в бою сгорел, а сами мы пока живы. Мне дали новый танк, сражаемся на польской земле». Он был тяжело ранен в августе 1944 года у деревни Стодзев Гарволенского района Польши и был помещен в 180-й хирургический госпиталь. Госпиталь возглавлял старший врач 2-й танковой армии – капитан медслужбы Александр Михайлович Ногаллер. А среди младшего медицинского персонала было много выходцев с Урала, г. Асбест (Свердловская область). Медсестры дни и ночи ухаживали за раненными бойцами. К сожалению, мой дядя - Борис Андреевич Сидоров – не смог оправиться от ранений и умер 5 августа 1944 года на руках у медсестры, землячки Софии Григорьевны Васильевой. Наверно, почувствовав, что конец близок, он с мольбой попросил Софию: «Если останешься живой, доберись до моей родной деревни, расскажи обо мне моим родным, напиши моей матери письмо». София исполнила его последнее желание и отправила письмо в деревню, оно до сих пор хранится у нас (фото прилагается).
В 1985 году передовым труженикам Шаранского района выдали путевки для поездки в Чехословакию. Наша туристическая группа из 30 шаранцев посетила Брно, Оломоуц, Братиславу, Прагу. Мы возложили цветы на братские могилы советских солдат. Вернувшись домой, я рассказала об этом отцу. «Если поедете еще раз, постарайся побывать в Польше. Там похоронен мой брат», - сказал он.
Сейчас и моего отца уже нет в живых. Но его слова до сих пор остались в моей душе и моем сердце. Много лет прошло, а мы начали тщательный поиск, и нашли много данных. Мой дядя Борис действительно сначала был похоронен в братской могиле в д. Стодзев Гарволенского района Польши. В 1949 - 1952 гг. захоронения были перенесены на кладбище на улице Костюшко в городе Гарволин. Борис Андреевич Сидоров покоится в могиле под номером 80.
В настоящее время, к сожалению, политические отношения с Польшей остаются напряженными. Ясно, как день, что попасть туда мы не сможем, но надежда, что мы сможем посетить могилу нашего дяди, все-таки есть.
Дорогой наш дядя! Совсем молодым погиб ты на чужих землях в кровопролитных сражениях Великой Отечественной войны. Моему дяде - Борису Андреевичу Сидорову - 9 мая 2020 года исполнилось бы 95 лет. Мы будем помнить тебя вечно, с гордостью рассказывая о тебе. Подвиг советского солдата бессмертен!
А. РОМАНОВА.
с. Базгиево.
Читайте нас: