Все новости
Общество
7 Апреля 2020, 12:34

Дюртюлинцы – талантливые исполнители народного фольклора

Расскажу о некоторых талантливых людях дюртюлинского фольклора, с кем встречался, слушал и восхищался их искусством

Расскажу о некоторых талантливых людях дюртюлинского фольклора, с кем встречался, слушал и восхищался их искусством
Вернулся с Великой Отечественной войны весь израненный, без одной ноги, отец многодетного семейства Василий Федорович Казаков. Он, конечно, тяжелую в общественном и личном хозяйстве крестьянскую работу выполнять не мог, но необходимость содержать семью по мере сил его заставляла работать. Дома по столярному делу он что-то мог делать для себя и для колхоза, но в те годы основная забота людей была по выращиванию хлеба, поэтому его умение было затребовано от случая к случаю. Но он до войны был неплохим пчеловодом колхоза, поэтому ему и еще одному инвалиду войны (моему отцу) поручили работу в небольшой колхозной пасеке, расположенной в лесочке Эплики.
Бывая на пасеке, я удивлялся его игре на изготовленном им же музыкальном инструменте. Инструмент отдаленно напоминал балалайку или домру: и резонатор, и колки на ручке были, а вместо металлических струн использовались конские волосы.
В силу своего малолетства в то время я не запомнил мелодий, исполняемые их, были и плясовые мелодии, иногда он пел под звуки своего инструмента.
В его семье, как и в других семьях, недостаток пищи стоял остро. Но нас выручали окрестные луга и лес своими дарами - грибами, ягодами, орехом и съедобными травами. Но у них в еде иногда появлялось, кроме трав, мясо сусликов. Старшие сыновья Петр, Николай и дочь Зоя наловчились ловить их, а сусличьи шкурки сдавали в районный отдел Охотсоюза. За сданные шкурки Охотсоюз расплачивался охотничьими припасами и гастрономическими товарами: соль, чай, сахар, мыло, спички.
Когда подросли Петр с Николаем нанимались пасти деревенский скот и за работу получали определенную плату по количеству животных, и ежедневно по очереди были кормлены хозяевами. Но это было недолго, вскоре их заставили работать на колхозных полях и фермах.
Василий Федорович после войны прожил недолго. Все его дети выросли и нашли себе место под солнцем по своим разноплановым интересам, но сдается мне, что никто из них не перенял искусство Василия Федоровича – услаждать себя и окружающих людей нашим народным фольклором. А жаль!
Другое безвозвратно потерянное искусство в Дюртюлях - это исполняемые Владимиром Денисовым мелодии на музыкальном инструменте шăпăр, изготовленном из предметов, получаемых от природы. В основном, из убоины крупного рогатого скота. Он обрабатывал по известной технологии мочевой пузырь животного и рог для раструба. И прилаживал к ним две камышовые свистульки, выполненные под флейту, в полом деревянном держателе. Владимир Денисов был обязательным участником всех сельских свадеб со своей плясовой мелодией. Он наигрывал всего одну или две мелодии. После его смерти на этом инструменте мелодии на свадьбах исполняли Василий и Мефодий Денисовы. Но, к сожалению, их потомки этим фольклором не занимались, и оригинальное искусство пропало.
Талант исполнения песенного фольклора мне приходилось слышать в исполнении Ирины Михайловны Денисовой, правнучки Владимира Денисова, она звонкоголосая певунья. Думаю, что музыкальный талант не пропал в потомках Денисовых, об этом говорит тот факт, что дети Татьяны Герасимовой (Денисовой) нередко поют современные песни под музыку из караоке.
Я сожалею о потере для дюртюлинцев еще одного инструмента, на котором исполнялись своеобразные мелодии нашего фольклора дедушкой Егором Федоровичем и Аксиньей Кондратьевой (Денисовой). Этот инструмент представлял собой хорошо высушенную дудку – курай, праобраз флейты, с отверстиями для извлечения звуков в одну октаву. Этот инструмент похож на башкирский курай, но отличается от него тембром звуков и некоторой конструктивной особенностью.
Дедушка исполнял на нем незатейливые плясовые мелодии. Я не помню, чтобы кто-то пел под исполняемые им мелодии. В потере дедушкиного курая виноват я, по своему мальчишечьему недомыслию я его сломал.
Из потомков дедушки музыкальность и желание освоить игру на каком-нибудь музыкальном инструменте ни у кого не проявились, кроме как игры на гитаре его правнука Сергея Такашова и внука Алексея Казакова, игравшего на гармони! Они неплохо исполняли современные мелодии, но, к сожалению, их давно нет с нами.
Дедушка, даже в старости, нередко пел с Александром Семеновичем Кондратьевым, бывшим запевалой полка советской конной армии. Правда, это чаще всего случалось в застолья по случаю праздников, к их голосам подсоединялись и наши родители. Мне кажется, что они, кроме светских песен, исполняли и церковные псалмы.
Старики в селе вспоминали об искусных исполнителях на гуслях в семье Петра Кузьмина и на скрипке - Никифоре, который погиб, упав в разведочную шахту недалеко от тюбекской дороги при возвращении со свадьбы из Дарвино. Я не слышал от их потомков о наличии в семьях тех музыкальных инструментов, и никто из них не проявил свои способности в нашем фольклоре.
Отдельной строкой можно написать об игре на скрипке Сергея Федоровича Алексеева. Он пропал без вести в первый же год войны. Больше в селе не было музыкантов - исполнителей на скрипке.
А музыкальный талант Аксиньи Денисовой, игравшей на курае, обнаружился у ее внука Вячеслава Кондратьева, но он играл на гармони.
Очень жаль, что оригинальные музыкальные инструменты и талант исполнителей нашего фольклора пропали и остаются лишь в наших воспоминаниях.
Л. ЛЕСНОЙ. г. Лесной.
Фото из семейного альбома.

Читайте нас: