Все новости
Общество
30 Апреля 2019, 18:36

МАМА Продолжение (ЭТО НАША ИСТОРИЯ)

МАМА Продолжение

МАМА Продолжение
Он не вернулся из боя
Тогда коммунисты не могли учесть судьбу своего товарища. Партия в стремлении к своей очередной политической победе не заметила потери своего испытанного бойца. Да, и в торжественном докладе речь могла идти только о подарке, и не о какой его цене, о радости победы, но не о потерях на ее пути. Подарок коммунистов стране обернулся бедой для семьи Натальи. Ее дорога от дома на почту лежала по тротуару мимо митинга. С каждым дружным его «Ура!» ее схватками душила горечь слез.
10 ноября утром в Певек прилетел младший брат мужа Анатолий из Сибири, вечером –старший сын Валера с Украины. Соседи, друзья, представители партийной и советской власти района прощались с ее Гурием на берегу Северного Ледовитого океана. В пяти метрах от уже покрытого снегом ледяного берега, на двух табуретках в красном кумаче при черной ленте вдоль берега лицом на юг стоял открытый гроб. Слов не было…
В субботу, 14 ноября, Наталья с гробом, одетым в цинковый запаянный ящик телом покойного Гурия, вместе с Анатолием и Валерой вылетела в сторону материка. В Магадане их встретил инструктор обкома партии по фамилии Лаврик. Он позаботился и о перегрузке гроба в большой самолет, и об ужине сопровождавших у себя в квартире, и об их ночлеге в гостинице. На следующий день путь был продолжен через Новосибирск и Свердловск в Башкирию. Только 18 ноября долетели до Уфы и темным вечером на фургоне добрались в Шаранский район, до Дюртюлей, родного села мужа. Почти четверть века назад молодым, честным и горячим покинул он родные края с целью уйти от бедной сельской жизни и помочь в том же своим родным и близким. Бывший фронтовик оправдал все надежды, кроме одной: он не вернулся из боя. В бою он взял высоту лучшей жизни, но победой так и не воспользовался.
На родине его хорошо знали. Нередко Гурий отчаянно и непреклонно спорил, часто был необыкновенно щедр, всегда проявлял трогательную заботу о близких и родственниках. Он всегда верил во всепобеждающую силу добра на земле. Жил с неумолкающей музыкой в душе. Она то нежно пела гимн радости своей гармонии с природой, то грозно кричала марш борьбы за право каждого иметь свои честь и достоинство.
Его тело лежало в построенном им доме. Через маленькое окошко цинкового ящика было видно лицо усталого и будто спящего человека, с чернотой недельной щетины на щеках и подбородке. Брат Геннадий привез из города Туймазы оркестр, что было едва ли не впервые в истории деревни. В снежную метель, при большом стечении народа, 20 ноября 1972 года Гурия похоронили по православным обычаям, рядом с его отцом в отдельной могиле.
В чем счастье?
Семья в одночасье обеднела. Труд Гурия был основным источником материальных благ. Его стратегический ум оказался незаменимым компасом, а великодушное сердце – неповторимым источником энергии верного и динамичного движения семьи вперед, по крутым перекатам бушующей реки жизни. Главной заботой Натальи оставался ее младший сын, которому, как и старшему, надо было помочь получить высшее образование.
В 1973 году Петр, после окончания Уфимской средней школы №93, поступил в Московский энергетический институт. Валера в связи с этим и перераспределился на один из заводов города Коломны Московской области, поближе к младшему брату. Наталья побывала в отпуске с сестрой на море и вернулась на работу в Певек. Ее жизнь вдовы в 47 лет стала тревожной, порою скучной, незнакомо тоскливой. Как быть дальше? В чем счастье? Летом от бессонницы светлыми ночами по безлюдным спящим улицам городка она выходила на берег океана. Любовалась красотой висящего над горизонтом оранжевого солнца, седыми льдинами на синей воде. Жалобный крик все видящих и понимающих чаек будто сочувствовал ее переживаниям и думам о будущей судьбе сыновей, о своей судьбе. Вокруг было тихо, все замерзло, будто ожидало ее решения. Не ждали только корабли, уходящие из гавани на материк.
Зимой, беспросветным днем, торопясь быстрее преодолеть темноту морозного пространства от дома к дому, вдруг на ходу замирала, подняв голову к небу. В черной бездне, среди звезд, развилось в красках полотно «полярного сияния». Оно, колышась мирно в высоте, ласкало людей. Но, поманив так несколько минут, вдруг падало зеленой глыбой вниз, страх дикий в глаз и в сердце боль вогнав, как наказанье за мечту расслабиться в краю, где только рубль прав.
В Певеке все сурово, но здесь на всего добилась. Почет, уважение, друзья, уют в квартире. А здесь нужна ты для сына. Ему ведь на ноги вставать… И где ж ты, Гурий, и где твои советы? Ответа нет, ответы все искать самой.
Через три года после смерти мужа, в ноябре 1975 года, в связи с предстоящей пенсией Наталья была переведена на работу инспектором отдела кадров Певекского комбината коммунальных предприятий. Летом 1976 года она стала льготным по возрасту пенсионером. Выехала в отпуск, в это время женился Валера. Студенту Пете устроили совместный отдых на море. Оно возвратило ей силы, но уже не надолго. Болели суставы, сосуды. Старший сын убеждал ее своими ногами оставить Север. Но она вновь поехала в Певек, где все было знакомо и понятно. Здесь ей было легче переносить душевное одиночество. В квартире, где все напоминало о муже, ей казалось, что его душа здесь, на Чукотке, ходит рядом и скоро появится. Муж опять в длительной командировке или вновь на каком-то прииске, руднике, на заработках. Он принесет в дом больше денег – силу, помогающую вершить судьбу по своей воле. Она ждала его оттуда, откуда еще не пробили дорогу. Его нет, но он будет, он придет.
Божий знак
В апреле 1977 года от тяжелой болезни скончался ее 70-летний отец Игнат. Это был большой, аккуратный, улыбчивый и вежливый человек, отец 8 взрослых детей и прадед. Пехотинец Великой Отечественной войны и самодеятельный скрипач, все свои годы тяжело работавший на земле, верный родной деревне и своим колхозам, со дня их основания. Он уходил из этого мира также степенно, с великом терпением, как и не шумно, с достоинством в нем жил.
Наталья на этих похоронах, быть может, впервые всерьез задумалась о душевной необходимости быстрее вернуться поближе к матери, братьям и сестрам. В годы, когда начался период мудрого успокоения от сознания неизбежности предстоящих утрат, ее потянуло быть рядом и вместе с родными и близкими. А в семье Валеры с Аллой родился сын Олег. Они жили скудно, в заводском общежитии. Им обещали улучшить жилищные условия, но не скоро. И зарплаты на заводе росли не быстро. Вот она и предложила молодым уже готовое жилье на Чукотке. Сын не торопился с ответом. Но расходы в молодой семье с каждым месяцем увеличивались, а денег им стало не хватать. Накопились долги. Тогда, в дни праздника 60-й годовщины Великого Октября, она получила телеграмму от сына с решением работать на Чукотке. Он отвез семью к теще, оставив там почти все вещи, попрощался с Петром в Москве и вылетел на с детства родной Север.
Валеру она встретила в аэропорту Певека 19 декабря 1977 года. После новогодних праздников он должен был выйти на работу в цех телеантенны «Орбита». Здесь был сменный график работы на вершине километровой сопки и можно было подрабатывать в не вахтовые дни. Но Валерия Гурьевича вдруг пригласили на партийную работу. Он сразу от этого отказался, но получил суточный срок на окончательное решение. Наталья уговорила Валеру согласиться ради памяти отца, который был бы доволен такой судьбой сына.
В конце января 1978 года он начал работать инструктором Чаунского РК КПСС. В марте приехала его семья, в июне его сын получил место в детском саду, а жена - работу счетовода-кассира в райисполкоме. Наталья начала работать в районном узле связи. В августе Валера, поблагодарив мать за жилье, уговорил ее быстрее оставить Север. Оформив дарственную на него, собрав контейнер вещей на пароход, она улетела.
Общее решение созрело. Младший сын уже учился на последнем курсе института, а семья старшего, материально благополучна. Пенсионерам на Севере работу не предлагали. Здоровья от пребывания тут не прибавлялось. Ее сверстники и подруги, выходя на пенсию, здесь не задерживались. Отсюда уезжали прямые свидетели ГУЛага и участники Дальстроя. Пора было возвращаться и ей к местам неизменного счастья, на малую родину, в Башкортостан.
Уфа мечты
Наталья, в свои 24 года впервые выехав за пределы Башкирии, через 28 лет разлуки с ним, вернулась сюда обратно. Это были годы интересной, насыщенной делами ее молодости. Она путешествовала по СССР из края в край. Познала масштабы великой страны и особенности жизни во многих самых дальних ее уголках, узнала самых разных людей ее многонационального общества. Все видела своими глазами, ощущала лично. Это наполнило ее духовную стезию стало незабываемо. Она вернулась к месту рождения в те же 52 года, что и муж. Но улицей детства к родному дому и колодцу она подошла своими ногами. И чтобы жить, а не стать памятником системе Дальстроя. Три десятка лет она будто только готовилась к жизни. Теперь ее вновь восхищают тепло солнца и пушистый снег, цвета весны и листопад осени. Ее чарует лесной воздух, запах полевых цветов и зеленой травы. Она радуется голубому небу, баньке деревни, дворцам города и летнему дождю.
Здесь, на материке, в первые годы Наталья пыталась жить так, как они с мужем планировали: скромно, размеренно, интересно. Но без него это не получалось. Позже встретила хорошего человека, учителя рисования, земляка, чуваша, вдовца солидного возраста Александра Алексеевича. Характер у него был спокойный, внешность и привычки интеллигентные, речь привлекательна. По согласию своих детей они стали жить вместе в гражданском браке. После этого жизнь стала похожа на ее мечту. Встречали и провожали земляков из села, прибывающих в столицу республики на учебу, курсы повышения квалификации, в командировку. Выращивали овощи и фрукты на скромных 6 сотках за городом, в садовом товариществе. Оказывали посильную помощь родственникам в деревне во время страды летних сезонных работ. Совершили увлекательное путешествие на теплоходе по рекам Белая, Кама и Волга до Москвы и обратно. И все же, в долгие месяцы российской зимы ей не хватало общения с людьми в трудовом коллективе. Многодетная семья, работа и жизнь на Севере и, особенно, профсоюзная потребность. В первую очередь, поэтому, а не для заработной платы, она в 1982 – 1987 годах периодически работала и лаборантом в Башгосуниверситете, и копировщицей в Уфимском проектном бюро «Главнефтемашремонт».
В это же время сыновья радовали своими успехами. В1979 году отлично закончил учебу в институте Петр. С дипломом инженера-электрофизика и офицерской книжкой лейтенанта технических войск поступил по распределению на работу в научно-производственное объединение «Исток» подмосковного города Фрязино. Затем занимался научной работой в Башгосуниверситет,е в Уфимском авиационном институте. В 1987 году поступил в аспирантуру МВТУ им. Баумана.
Валера, в том же 1979 году, на Чукотке в Певеке стал заведующим отделом Чаунского райкома партии. После учебы в Хабаровской высшей партийной школе с 1984 года работал инструктором Магаданского обкома КПСС. Приезжая в отпуск на материк, со своей семьей гостил у мамы. В сопровождении брата, также семейного, ходил в горы и плавал по рекам Башкирии. Мечтал по окончании работы на Севере также вернуться на родину и жить в нормальных человеческих условиях.
Валериан АЛЕКСЕЕВ.
(Продолжение следует).
Наталья с сыном Петром. Уфа, 1972 год.
С семьей сына Валеры. Певек, 1978 год.
С супругом Александром. Уфа, 1986 год.
Читайте нас: