Все новости
Общество
12 Апреля 2019, 16:23

МАМА (Продолжение).

МАМА (Продолжение).

МАМА (Продолжение).
Полярный редис
Страна опережала весь мир в освоении космоса и добивалась защищенности от ядерного оружия. Ставилась конкретная цель: в ближайшие годы догнать и перегнать США в экономическом развитии. Инициативы Н. С. Хрущева по развитию более эффективных способов административного управления и сельскохозяйственного производства не нашли в народе активной поддержки, их прозвали «непродуманными экспериментами». В стране вновь появились «неурожаи». В Певеке опять начались перебои с поставкой белой муки, картофеля.
В Певеке началось развитие огородничества. Простые грядки с «витаминами», прежде единичные, теперь появились возле большинства бараков. Землю привозили коммунальщики из тундры. Каркас сооружали из старых досок, снятых с тротуарного короба теплотрассы. За короткое лето здесь едва успевали вырасти редиска, петрушка и укроп. На неогороженных участках – первая уничтожалась детворой на корню, остальное собирали с первым снегом, в конце августа, хозяева.
Грядки Натальи располагались с теневой стороны барака. На Севере летом – круглые сутки светлый полярный день, а тепла все же не хватало, и урожай был скуден. Но сыновья упорно боролись за него – и поливали, и караулили грядку до получения результата. Валера два лета работал в школьной теплице, где под руководством учителя химии и биологии выращивались овощи и цветы. А на подоконнике комнаты в бараке он из отростков вырастил несколько помидорин.
Золото Чауна
В 140 км от Певека, на речке Ичувеем, началась первая в районе добыча золота. В честь большей молодежи, прибывшей с материка на месторождение, прииск назвали «Комсомольский». В райцентре появились многоквартирные дома в 2 – 3 этажа для специалистов. А семья Натальи продолжала вот уже 15 лет жить в бараках. Не всем одинаково благоволила судьба. Силы еще были, и трудности преодолевали с верой в их временность, с надеждой на лучшую жизнь в скором будущем.
Осенью 1963 года Петр вошел в первый класс сразу двух школ: общеобразовательной и музыкальной. На русском языке уже говорил хорошо, и начал учиться успешно. Валера продолжал отлично успевать и за партой, и за пианино, но чаще стал болеть, простужался, страдал последствиями перенесенной на материке болезни, не имея на Севере возможности соблюдать диету. К огорчению семьи, пришедший весной у Натальи в преждевременных родах умер третий сын, Андрей.
Летом 1964 года, после очередных трех лет жизни на Севере, вся семья впервые разом выехала в отпуск. Его, в первую очередь, посвятили лечебному отдыху и разведке возможностей работы на материке после окончания строительства кооперативного жилья. Вновь финансово помогли родственникам. После уборки картошки в огородах Дюртюлей и Наратастов втроем с мужем и Петром вернулись в Певек. Валера для поправки здоровья был оставлен на жительство у дяди в Сибири.
Мужу было уже 43 года, и на «золотые» заработки ему пришлось уехать в район по соседству – Билибинский, где еще раньше был открыт прииск им. Алискерова. Работал он там больше года. Летом 1966 года вернулся, чтобы помогать Наталье в воспитании сыновей. Валера, физически окрепший в Сибири, был отозван домой. Семья вновь собралась вместе, и учебные дела детей быстро поправились.
Однако, без потерь не обошлось. Прежде, в течение почти пяти лет в бараке регулярно звучала музыка фортепьяно. Днем и вечером по очереди выполняли уроки и «давали концерты» Валера, Петя и соседская девочка Наташа Фуряева из неполной многодетной семьи. По причинам частых простудных болезней, потери интереса и стимула, заметных расходов на обучение сыновья музыкальную школу оставили. А соседка, выросшая без отца, позже сама стала преподавать музыку.
В отпуск 1967 года семье пришлось выехать раздельно. С Петром, который на отлично закончил все 4 класса начальной школы, в мае на материк вылетел муж. Наталья с Валерой полетели туда в начале июля после того, как он сдал выпускные экзамены, получил аттестат Певекской средней школы, оформил первый гражданский паспорт. Когда она отдыхала с младшим сыном на Черном море, а муж в Закарпатье, старший сын поступил в Московский институт инженеров транспорта.
Своя кухня
Обратно на Дальний Север возвращались также порознь. Валера в Москве проводил в октябре сначала отца, а в конце месяца - и ее с Петей. Сразу по возвращению семье, наконец, предоставили двухкомнатную квартиру. Она была на первом этаже деревянного 2-этажного дома, с холодным выгребным туалетом в пристройке и без ванны. Но это были первые в ее жизни свои кухня и квартира. Этого Наталья желала и ждала 20 лет супружеской жизни в бараках, где старший сын успел закончить школу. Терпение и труд стали приносить плоды. Теперь у нее свое домашнее хозяйство. Комнаты в 12 и 19 кв. м и главное – отдельная с печью кухня в 16 кв. метров. Не одно, как прежде, а целых три окна. И смотрели они не на заснеженные вершины гор буйного Востока, а на спокойную, подветренную сторону тихого Запада. Перед глазами в двухстах метрах дома - берег Северного Ледовитого океана, синяя гладь которого в тихую солнечную погоду восхищала, успокаивала и подлечивала душу. В такой квартире хотелось жить с удовольствием. Первое время окрыляли и удовлетворение полученными благами, и приятное чувство благодарности властям. За то, что многолетний, часто самоотверженный, но во многом скромный труд ее семьи на Севере оказалось, не только замечался, но в итоге и по достоинству был оценен. В 1968 году, наконец, и трехкомнатная кооперативная квартира в Уфе тоже была построена. Вот уж была радость! Но встал вопрос: где жить дальше? Мебели в этой квартире не было, но и деньги нужны были для будущей жизни на материке. Решили обставить здешнее благопристойное жилье и доработать до получения права льготного выхода на пенсию. Муж вновь уехал на заработки и добрать стаж подземных работ на золотой прииск им. 22 съезда КПСС. Это горное предприятие, расположенное в 200 км от Певека у поселка Бараниха и недавно отнесенное к Чаунскому району, сообщалось с райцентром только по временным дорогам.
Чувство тревоги
Весной 1969 года Петр после 6 класса вновь был отправлен на родину к солнышку. Валера неплохо учился в вузе, регулярно получал стипендию, но тяжело переносил акклиматизацию на материке.
Валера в октябре вновь проводил из Москвы на Чукотку сначала отца и позже мать. Сын говорил с родителями о большом желании жить вместе или поближе друг к другу. Желания совпадали, а возможности, как будто, нет. В отличие от предыдущего, эти проводы были грустными. С отцом сын прошел на перрон, там у самого самолета и простился с ним. Мать не могла понять причин мрачного настроения сына при расставании с ней, а сын не мог объяснить своих предчувствий.
Петр с удовольствием обживал новую квартиру в Уфе, с отличием учился в математическом классе школы, расположенной во дворе дома. Активно занимался физкультурой и спортом. Эспандер и гантели – дома, футбол – в школе, хоккей с шайбой – в детско-юношеской спортивной школе. Его способности развились, здоровье окрепло, моральный дух вырос. Во многом по дороге юной жизни он шел самостоятельно, прислушиваясь к советам старших.
Уже через 9 месяцев, 7 июня 1971 года, Гурию была назначена пенсия по возрасту. Ему бы выехать на материк, ведь чувствовал он в себе непроходящую усталость, о чем говорил сыну перед отлетом из Москвы. Но совместно с Натальей он решил дождаться очередного оплачиваемого отпуска и финансируемой дороги. И к этому времени определиться в целесообразности продолжения работы на Севере. Но этого дождаться было не суждено, а дождались, к несчастью, другого.
Мужу, наконец, удалось перевестись поближе к Наталье и начать работу на карьере Кривун ручья «Быстрый» прииска «Комсомольский». Здесь теперь добывали золото не только открытым способом, используя «промывочные приборы» и «плавающую» драгу, но и доставая промывочные пески из шахт. Работы стало много, за нее платили хорошо, задорный коллектив образованных людей был интересен. Коммунисты избрали его заместителем секретаря бюро парторганизации участка. Тем временем, после преодоления периода адаптации на материке, Валера заметно улучшил учебу на старших курсах института. Жарким летом 1972 года он окончил вуз и приобрел квалификацию электромеханика. После военных экзаменов в полевых лагерях получил звание лейтенанта технических войск. С дипломом инженера и офицерской книжкой по распределению выехал в г. Днепропетровск на работу в секретном производстве одного из заводов.
Подарок Октябрю
В понедельник 17 октября 1972 года у Валеры началось первое в его жизни утро трудовой деятельности инженером в лаборатории специального конструкторского бюро. В эти же минуты на Чукотке за 10 тыс. км от него при 9-часовой разнице во времени вечером на прииске открылось собрание коммунистов. Они были озабочены угрозой невыполнения государственного плана по добыче золото в сезон, окончание которого по природным условиям в этих местах обычно совпадало с праздником 7 ноября. Причины и выход из положения искали бурно. Предполагаемых виновных в грозящем срыве планов находили горячо. Через час после окончания эмоционального с политическим наказом собрания у его отца внезапно случился инсульт головного мозга, и в нем произошло обширное кровоизлияние. После недели безуспешной попытки остановить развитие процесса возможностями медицинской амбулатории прииска Гурия вертолетом доставили в больницу райцентра. Но и здесь в те времена не было необходимых специалистов и оборудования для вывода подобных тяжелых больных из глубокого кризиса. Многочасовой полет в Магадан или другой крупный город в таких случаях категорически противопоказан. Еще две недели медики сдерживали развитие болезни. Гурий усилиями воли боролся с недугом, но неуклонно терял подвижность рук и ног, возможности слуха, речи, зрения, дыхания. А в 6 часов 15 минут 7 ноября остановилось его сердце.
Наталья практически все время скоротечной болезни мужа была с ним рядом и воспринимала весь процесс с горьким чувством бессилия перед наступлением неизбежного. Муж, когда еще мог осознавать происходящее, мужественно, невнятным шепотом пытался внушить ей уверенность в светлый, завтрашний день ее семьи. Из всего, что он силился сказать, она в туманном сознании ясно услышала, хорошо поняла и твердо запомнила только одно его прощальное напутствие: «Не теряй головы!»
На площади перед главным зданием местной власти в Певеке шел митинг в честь 55-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Сюда празднично украшенными красными транспарантами улицами собрались практически все жители поселка. С детьми не менее двух тысяч человек. Но именно в этот день большого праздника поселок одного не досчитался – сторожила Колымы и Чукотки, горняка со знаком «Ветеран труда Магаданской области», молодого пенсионера Г. П. Алексеева.
Гурия Петровича здесь многие знали. Но среди торжества мало кто ведал, что его сегодня не стало. Над площадью усиленный громкоговорителями гремел голос секретаря Чаунского РК КПСС. Он с удовлетворением докладывал партии и правительству в Магадане и Москве об очередной победе трудящихся района по выполнению сверхплановых государственных заданий и, в первую очередь, по добыче золота прииском «Комсомольский». Это было подарком юбилею Октября.
(Продолжение следует).
Алексеевы в Москве, октябрь 1964 г.
Супруги Алексеевы. Певек, август 1971 г.
Читайте нас: