Познавательная экскурсия для детей
В преддверии первого сентября в рамках акции «День знаний в музее» Шаранский историко-краеведческий музей провел выездное мероприятие в социальном приюте для детей и подростков в с. Мичуринск. Для детей была подготовлена экскурсия «Колокольные перезвоны». На этой экскурсии дети узнали, где и когда появились первые колокола, какое место они занимают в общественной жизни людей, увидели разновидности колоколов на презентации, послушали легенды об их возникновении. Особый интерес у ребят вызвал школьный колокол. Ведь некоторые из них в этом году идут в первый класс, и для них это будет самый первый, самый звонкий школьный звонок.
Когда в русских школах появился колокольчик, сегодня точно никто и не скажет. Известно, что раньше школьников собирали в классы чаще всего с помощью больших и маленьких колоколов. Еще в 50-е годы XX века в некоторых школах висели эти школьные звонки-колокола.
Первый «электрический школьный звонок» изготовил американский физик Джозеф Генри еще в позапрошлом веке. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был школьным учителем, преподавал физику и математику в школе маленького городка Олбани. В Российской Федерации самый привычный нам электрический звонок, трели которого в зависимости от обстоятельств могут быть то мелодичными и приятными - на перемену, то резкими и неожиданными - на урок, появился в школах во второй половине XX века.
Начиная с 1984 года, дата 1 сентября отмечается как один из государственных праздников России и бывшего Советского Союза — День знаний. И он также является праздником Первого звонка для всех, кто приступает к учебе, и, конечно же, для преподавателей и родителей. А обязательным атрибутом этого первого осеннего праздника является маленький звонкий колокольчик.
Для воспитанников приюта была организована внемузейная мини-выставка из колоколов, находящихся в фонде музея. Здесь и колокола-ботало, подаренные жителем с. Писарево Евгением Макаровичем Федоровым, и валдайский колокол 1964 года, переданный в дар музею Ильгизом Агзамутдиновичем Фаттаховым, которым когда-то встречали 1 сентября учащиеся Наратастинской школы. Маленьким детям было интересно, позвенеть на этих колоколах.
Надо отметить отзывчивость, заинтересованность, глубокие знания воспитанников приюта. На каждый вопрос ведущей они отвечали с энтузиазмом.
Выражаем благодарность заведующему отделением социальный приют для детей и подростков Е. Э. Гибадуллиной и ее сотрудникам за теплый прием и хорошее воспитание детей.
Г. ЛУТФУЛЛИНА, научный сотрудник МБУ «Шаранский историко-краеведческий музей».