-13 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости
Общество
14 Июня 2017, 11:35

Повидать забытый уголок…

Участники Великой  Отечественной войны (1981 г.)
Участники Великой Отечественной войны (1981 г.)
Думаю, многих интересует история возникновения своей деревни. Еще с детства я задумывалась над тем, когда заложен фундамент моей родной деревни Новотавларово (в простонародье Шалтык), кто выбирал место, откуда пришли мои предки. От деревенских старцев приходилось слышать две версии: одни говорили - прибыли из-под Казани, другие утверждали, что являемся переселенцами деревни Тавларово Буздякского района.
Официальным годом возникновения Новотавларово считается 1632-й год. Право так судить дают нам сведения, данные в книге кандидата исторических наук, профессора А. З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана». Автор пишет: «Под названием Новотавларово были два поселения. Одно из них при речке Шалтык относится к Шаранскому району. Жители его - тептяри. В 1841 г. о времени его возникновения они сами говорили неопределенно, заявив, что «мы заселились в сие наше селение весьма с давняго времени, но, сколько будет онаго совершенно не припомним, по припуску вотчинников башкирцев Кыр-Еланской волости». (В Государственном архиве я нашла этот документ, снимок прилагаю. А. Г. Кстати, в нем есть подпись моего прадеда Апсатара Атнашева, который расписался арабскими буквами). Далее историк пишет: «Тептяри действительно были припущены кыр-еланцами по договорной записи от 1 июля 7140 (-5508=1632) года. И это время - 1632 год - является датой основания деревни. Ее название свидетельствует о генетических связях жителей с поселенцами этнически смешанной деревни Тавларово нынешнего Буздякского района.
В 1762 г. учтено 62 души мужского пола, 1795 г. при 17 дворах - 89 душ обоего пола, 1816 г. - 44 душ мужского пола, 1834 г. при 12 дворах - 77, 1859 г. при 21 дворе - 119, 1870 г. при 21 дворе - 125, в 1920 г. учтено при 87 дворах 451 душа обоего пола.
Приведенные сведения говорят о том, что первопоселенцами были татары, затем ставшие тептярями, выходя из своей общины и сословия.
Я начала заниматься изучением своей родословной и для начала все записывала со слов моего отца, уроженца д. Новотавларово Мунавира Гумерова, и деревенских старожилов, припоминаю также рассказы соседской бабушки Гиникамал Мулюковой. Спустя годы мне посчастливилось поработать в Центральном Государственном Архиве РБ, где листала пожелтевшие не за годы, за века, страницы ревизских сказок (переписей). В некоторых из них, к примеру, в ревизских сказках от 4 января 1834 года старшиной тептярской команды из деревни Акбарисовой Оренбургской губернии Белебеевского уезда Акырбаем Токбаевым (на современном языке переписчиком) под номером 12 записано: «Минлигулъ Балтинъ умер в 1823 году Минлигула сынъ Минлибай Казанъ съ 1820, лет 36». (Фотоснимок). То есть Минлибай прибыл из Казани в 1820 году, или из-под Казани, как говорили деревенские мудрецы. Подобные записи имеются и в других ревизских сказках. Отсюда можно сделать вывод, что, предки пришли из Среднего Поволжья. Сначала прибыли одни, вслед за ними в разные годы подтянулись другие.
Откуда же название деревни Новая Тавларова или Новотавларово?
Близ города Казань, точнее в 90 километрах от нее, есть единственная деревня с таким же названием. Она остается на автотрассе Набережные Челны - Казань. Вывеска с названием деревни «Тавларово» размещена, как и положено, по левую сторону дороги, она привлекла наше внимание. Деревня Тавларово входит в состав Шумбутского сельского поселения Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. Возможно, наши предки именно оттуда пришли, и оставили название деревни, добавив только слово «яна», что в переводе на русский язык означает «новая»?! Чтобы рассеять сомнения, докопаться до истины, мы вышли на связь с местным учителем истории Самигуллой Ахтямовичем Шариповым, а после побывали у него в гостях.
В поездке нас сопровождали редактор Рыбно-Слободской районной газеты «Сельские зори», член Союза журналистов России и Татарстана, заслуженный работник культуры РТ, поэт-песенник Вазих Фатихов и глава администрации Шумбутского сельского поселения Исмагил Сафин.
Жителями деревень Горохово и Тавларова была представлена «Запись от барина и воеводы Ивана Петровича Шереметева» от 26 июня 1636 года. В этом документе упоминается починок Байтеречки Авнина (Авлина), появившийся в вершине речки Шумбут и получивший название по имени своего основателя. На основе этого починка и образовалась деревня Тавларова. В названной грамоте отмечено: «В приходной хлебной книге 1619-го году написано: дана грамота безъясашной чувашке Батеречку Аднину с товарищами на пустошь по Зюрейской дороге на вершине речки Шунбуту. А велено им жить в той пустоши на новоприбылых ясакех». В грамоте описано местоположение пустоши: «Верхняя межа Лисий Враг по обе стороны, а нижняя межа Намит Враг». Часть жителей приняла крещение и в 1636 г. ушли из починка, основав деревню Шумурбаш - (Ф.1312.Оп.2.Д.975,л.19-19об,23-24), часть ушла на восток».
Отсюда можно утверждать: первые переселенцы Новотавларово были с тех мест и вновь основанной деревне дали старое название. К тому же оно очень подходит ему, потому что наши предки поселились у подножья тянущейся на всю деревню горы, с одной стороны, и речки Шалтык, с другой. Татары селились на изломе реки, при ее повороте и по берегам речных протоков. Главное достоинство выбора - вода, ключи оказались весьма удобными, и река Шалтык рядом. Мудрые люди выбрали место для деревни. Раскорчевали лес для жилья и полей. По рассказам дяди, родного брата моего отца Ахата Гумерова, недалеко от места бывшего тракторного парка совхоза «Акбарисовский», был родник. Вдоль него простилается дорога в гору - в направлении бывшего летнего лагеря хозяйства. Трудно представить, какой была жизнь до начала ХХ века. Зато из рассказов старожил имеем представление о деревне с 1930-х годов, с момента начала коллективизации.
В колхозе «Красная Башкирия»
Из рассказа 90-летней жительницы деревни Асма апы Давлетгареевой: «Не очень охотно, но люди приняли это новшество - коллективизацию. В годы моего детства в деревне был организован колхоз «Красная Башкирия», для своего времени хозяйство было состоятельное. Председателя не помню, видимо, грамотный был мужик, сумел организовать, сплотить людей, да и сам народ здесь был трудолюбивый. (На самом деле, лишь работящие и дружные люди могли творить подвиги. Если только перечислить все новостройки деревни, и то можно увидеть этот размах. А.Г.). В небольшом хозяйстве держали лошадей, коров, овец, кур. Фермы располагались у подножья горы. Доярками работали тогда молодые Фагиля Нургалеева, Фарбиза Закирова, Марзям Саитгареева… Всех, конечно, я не назову. Пусть меня простят их потомки. На птицеферме работали Фатиха Гайсина и Фахырниса Фаррахова, старшей была Фатиха. Помню, лошадей - главных кормильцев, основных пахарей в буквальном смысле слова - летом купали в пруду. А скотником был Муллаян Султанов».
О трудолюбии тавларовцев говорит еще такой факт: в тяжелые годы запрудили реку Шалтык и построили выше по течению реки мельницу. Она была задолго до образования колхоза.
Работала еще одна паровая мельница. Кстати, мельницы служили безотказно. Ими пользовались все. По словам Асмы Нурмухаметовны, мельником на водяной мельнице работал сын Хусаина Хакимова Исмагил, а на паровой - русский из деревни Кузьминка (этой деревни не стало в 80-е годы прошлого века). Мельник Исмагил, кроме своих непосредственных обязанностей, зорко следил за состоянием плотины.
Надо сказать, что наша старожилка Асма апа из многодетной семьи, у ее родителей было 10 детей. Два брата Асма апы Хазимхаммат и Нурисултан погибли на фронтах Великой Отечественной войны, второй не был женат. Еще один брат пропал без вести в Ленинградской области. На фронт все трое были призваны в первые дни войны. Из десятерых детей остались моя собеседница и ее младшая сестра Разина Фахрисламова, тоже проживающая в Новотавларово.
«Первая бортовая машина в колхозе появилась также в 30-е годы, - продолжила Асма апа, - для нее построили гараж, это было подвальное помещение, там же у подножья горы. Ею управлял Султангарей Салимгареев, в деревне его называли Султый. И на войну он уехал на ней».
К сожалению, мне не удалось выяснить, сколько тавларовцев было призвано на фронт. Сохранилась фотография 80-х годов, где запечатлены несколько фронтовиков в праздничный день 9 Мая. Пять лет назад покинул нас последний фронтовик Яхия Ягудин.
(Продолжение следует).
Читайте нас в