-14 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости
Образование
5 Апреля 2019, 18:08

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
За постперестроечные годы выросло не одно новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах и сказках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках, на бесстыдной рекламе и компьютерных играх сомнительного содержания. Увы! Жизнь наша тоже полна неожиданностей, поэтому нам и нашим детям приходится самим всего добиваться, самим выстраивать траекторию поведения и развития, а иногда и самим защищаться. В этих условиях учитель должен стоять на страже ребенка, охраняя его ранимую душу от всего вредного и опасного. Мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия и зла, внушить им желание творить добро. Этого можно добиться через полноценное духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, которое ведется, на мой взгляд, в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Слово является одним из главных «носителей» национальной культуры, а в центре внимания литературы всегда был и есть человек. На уроках литературы говорим о таких важнейших нравственных понятиях, как красота внешняя и внутренняя, милосердие, доброта, взаимопомощь, смысл жизни и т. п.
Особое воспитательное значение для школьников имеют летописные произведения. «Житие преподобного Сергия Радонежского», подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского - пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия.
Знакомясь с художественными произведениями о прошлом нашей Родины, дети изучают многогранный внутренний мир человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, в которой на первый план выступают вопросы чести и бесчестия, человеческого достоинства и подлости. В комедии Фонвизина «Недоросль» на первом плане - обличение невежества, злонравия, деспотизма и восхваление идеалов человеческого достоинства, гражданского служения родине. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - в центре обсуждения с детьми бескомпромиссный поиск истины, боль за человека, проблема личной ответственности человека за судьбы мира. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, поиск смысла жизни любимыми героями писателя – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы. Чувство любви к Родине, природе родного края, тема любви звучат в произведениях всех русских поэтов.
Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о правде, долге и чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
На уроках русского языка уделяем большое внимание изучению родного языка, умению пользоваться его «золотым» фондом: пословицами и поговорками, фразеологизмами; обогащаем словарный запас учащихся, изучаем тексты лингвокультурологического содержания, формирующие русскую идентичность, российский менталитет: это тексты о Кремле, храме Покрова на Нерли, искусстве гжель, дымковской игрушке, масленице и т. п. Все это укрепляет души детей, помогает противостоять духовному тлену, нравственному распаду, воспитывает в детях гордость за страну, за народ. Учитель учит детей бережному отношению к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Глубокий, разносторонний анализ слова помогает учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя российской нации.
В прошлом учебном году в рамках Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» мы запустили проект «Наш могучий, прекрасный русский язык», в реализации которого были задействованы все обучающиеся школы. Дети боролись за чистоту русского языка, против сквернословия, за духовность, участвовали в конкурсах на лучшее знание русского языка. Параллельно велась работа по пропаганде чтения, старшеклассники совершенствовали ораторское мастерство, участвовали в республиканском конкурсе ораторов и заняли 2 место. Были и мастер-классы по изготовлению русской игрушки, которые проводила Илина Сабанаева. Ход реализации проекта отражался на страницах районной газеты и в соцсетях. Проект Илина успешно защитила в Санкт-Петербурге. Реализация проекта внесла весомый вклад в популяризацию русского языка как языка межнационального общения и государственного языка РФ.
Еще один проект, успешно реализуемый в нашем районе, - это фестивали русского слова, которые мы проводим с 2007 года. Всего проведено 8 фестивалей, и каждый из них посвящался юбилею русского писателя, а в последнее время и башкирских писателей.
Сотрудничество с межпоселенческой центральной библиотекой тоже приносит положительные плоды. Ежегодно здесь проводятся конкурсы чтецов, муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика», в котором принимают участие до сотни лучших чтецов, влюбленных в литературу, - победителей школьного этапа.
Очень много мероприятий проходит во время Недели русского языка и литературы. Например, в этом году мы с обучающимися 10 "б" класса обсуждали «Блокадную книгу» Д. Гранина и А. Адамовича, а лучших знатоков поэмы Н. В. Гоголя среди девятиклассников определяли в форме игры «Поле чудес», семиклассники соревновались в знании стихов русских и башкирских поэтов о республике.
Отношение к русскому языку как национальному языку русского и русскоязычного народа меняется. В нашем районе в 15 школах его изучают как родной язык, а это открывает большие перспективы в воспитании любви к изучению красоты одного из богатейших языков мира.
М. ЯКОВЛЕВА, учитель русского языка и литературы СОШ №2 с. Шаран (из выступления на заседании Собора русских района).
Читайте нас в