Первый день каникул – в музее
Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.
Именно о таких магических устройствах и говорилось в Шаранском историко-краеведческом музее в День защиты детей. Побывав в гостях в музее, юные посетители (ученики СОШ №1 с. Шаран из ЦДП "Улыбка") узнали об истории возникновения музыкальных инструментов, о том, когда возникли первые музыкальные инструменты. Ребятам было интересно узнать о том, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40 тысяч лет - это флейта, сделанная из кости животного, - бедренной кости пещерного медведя. Узнали они о том, что первым прообразом музыкального инструмента были руки человека, так как люди пели, прихлопывая в ладоши. Любопытно было узнать и о том, что появились инструменты, звук на которых извлекался посредством удара. Люди брали в руки две палки, два камня или две ракушки и вместо хлопков в ладоши ударяли друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки, поэтому такие инструменты назывались ударными. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали две палки, если у моря – две ракушки и т. д. Ребята также узнали об изобретении самого распространенного ударного инструмента - барабана, о его разновидностях, размерах и о роли в жизни древнего человека.
Большой интерес вызвал подробный рассказ о русских народных инструментах, об их характерной особенности звучания. Многие русские народные ударные инструменты были предметами быта. Пожалуй, одним из самых распространенных музыкальных инструментов были ложки. Среди бытовых инструментов были и рубели, представляющие собой деревянный брусок с зазубринами на одной стороне, с помощью которых разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, можно услышать целый каскад громких, трескучих звуков. К бытовым инструментам относится и деревянный брусок, сделанный, обычно, из твердых пород дерева с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Ребята также узнали о таких инструментах, как трещетка, бубен, колокольчик и т. д.
Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь неодушевленный предмет, им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос.
Из рассказа ведущей (автор этих строк) ребята узнали и о третьей группе музыкальных инструментов – струнной. Особый интерес вызвала у ребят история балалайки - одного из традиционных музыкальных инструментов, ставшей символом русской культуры и которая в реалии красовалась на выставке музейной витрины. А существующие версии происхождения балалайки предполагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от домбры. Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар еще во времена татаро-монгольского владычества.
Далее разговор был продолжен о мандолине – струнном щипковом музыкальном инструменте небольшого размера с не очень длинной шейкой и с небольшим числом струн. Подаренные музею директором Шаранской детской школы искусств Г. Т. Шарафутдиновой мандолина, скрипка и гармонь дожидались раскрытия своей истории, чего ребята ждали с еще большим нетерпением.
Также школьникам была рассказана история происхождения гитары, гармони, клавишных инструментов - аккордеона, пианино, рояля и многих других. История музыкальных инструментов очень интересна, и о них говорить можно очень долго, но прозвучавшие звуки музыкальных инструментов на видеоклипах не меньше заинтриговали ребят, ведь у каждого инструмента есть свой голос, своя роль.
З. НЕГУРЕНКО, директор Шаранского историко-краеведческого музея.