-10 °С
Снег
75 лет Победы
Все новости
Образование
19 Мая 2017, 17:48

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии

Творческое проектирование занимает в программе образовательной области "Технология" видное место.
Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. В школе СОШ №1 с. Шаран на уроках технологии в 5 - 8 классах я применяю метод проектов.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. Привлекает атмосфера делового сотрудничества – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.
На первом занятии объясняю учащимся, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности. Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем технологию изготовления. При необходимости вносим поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций, через Интернет. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать знаниями по таким дисциплинам, как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить ее чертеж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел «материаловедение», вплотную приближаемся к химии, «машиноведение» – к физике. При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению). Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.
Достоинством метода проектов является то, что учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они могут одеть, подарить, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников.
Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу, быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем, и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.