Медицина
25 Февраля 2020, 18:25

Диагностика заболеваний на современном уровне

В Испытательном лабораторном центре филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах и городе Октябрьский в 2019 году открыто отделение ПЦР (полимеразной цепной реакции) и ИФА (иммуноферментного анализа) диагностики.

В настоящее время наибольшую актуальность приобрели так называемые высокоинформативные методы лабораторных испытаний. Один из них – метод ПЦР – экспериментальный метод молекулярной биологии, позволяющий добиться значительного увеличения малых концентраций определенных фрагментов нуклеиновой кислоты (ДНК) в биологическом материале (пробе).
Высокотехнологичные лабораторные методы диагностики дают возможность выявлять множество заболеваний на самых ранних стадиях. Метод ПЦР – один из самых новых и точных способов диагностики.
ПЦР-диагностика инфекций невероятно точна – она позволяет обнаружить возбудителя болезни, даже если в пробе находится всего одна-единственная молекула его ДНК. Именно это качество сделало ПЦР-анализ одним из эффективнейших диагностических инструментов как для определения наличия инфекции, так и для контроля за ходом лечения.
* Высокая чувствительность. Метод позволяет выявить возбудителя болезни даже при наличии нескольких молекул его ДНК, то есть на очень ранних стадиях, при хронической форме заболевания, а также в случаях, когда болезнь никак себя не проявляет.
* Точность. Метод ПЦР практически никогда не дает ложноположительных или ложноотрицательных результатов.
* Расшифровка результатов. Для пациента результат ПЦР-анализа может быть либо положительным, либо отрицательным. Отрицательный означает, что следов враждебной ДНК не обнаружено и человек здоров. Положительный подразумевает наличие фрагментов ДНК возбудителя болезни – это значит, что человек заражен и ему требуется лечение.
ПЦР-исследования используются для диагностики инфекционных заболеваний, выявления носителей болезнетворных вирусов и бактерий и обнаружения генетически модифицированных организмов (ГМО) в продуктах питания.
Иммуноферментный анализ (ИФА) – это метод лабораторной диагностики, основанный на реакции «антиген-антитело», который позволяет выявить вещества белковой природы (в том числе ферменты, вирусы, фрагменты бактерий и другие компоненты биологических жидкостей).
ИФА-исследования используются для выявления антигена вируса клещевого энцефалита.
ГМО – генетически модифицированные организмы, то есть организмы (животные, растения, бактерии), генетический код которых был искусственно изменен. Все это – продукт генной инженерии, метода целенаправленной селекции, которому сегодня подвергаются преимущественно растения ради повышения их устойчивости к негативным факторам, а следовательно, и повышения эффективности сельского хозяйства.
Если генетические модификации проходят должный контроль на этапе создания и исследования нового продукта – они не опасны. Именно необходимость контролировать качество и безопасность генных модификаций в определенной степени сдерживает развитие этой отрасли и производство новых продуктов.На сегодняшний день в мире производят генетически модифицированные сорта томатов, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы, риса, сои, пшеницы и некоторых других сельхозрастений. В России ГМО не производят, все продукты с ГМО – импортные, доля их на рынке из года в год сокращается, а оборот – ужесточается.
В Испытательном лабораторном центре Туймазинского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проводятся исследования на ПЦР:
- выявление ДНК генетически модифицированных растений (ГМО) в продуктах питания;
- диагностика инфекционных заболеваний, передающихся половых путем;
- выявление ДНК бактерий рода шигелла и энтероинвазивных, сальмонелла, термофильных кампилобактерий;
- выявление РНК вирусов гриппа А и гриппа В;
- выявление РНК/ДНК возбудителей инфекций, передающихся иксодовыми клещами (клещевой энцефалит), боррелиоз, гранулоцитарный анаплазмоз, моноцитарный эрлихиоз;
- количественное определение ДНК вирусов папилломы человека высокого канцерогенного риска.
А также иммунологические исследования по обнаружению в крови антигенов и антител к ним методом ИФА, исследования по контролю объектов окружающей среды и качества продукции на наличие санитарно-показательных микроорганизмов.
В настоящее время лаборатория по индикации ПЦР Туймазинского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проводит исследования мазков из носа и зева, носоглоточного отделяемого, смывов из носоглотки и ротоглотки на вирусы гриппа методом ПЦР. Стоимость исследования определяется согласно действующему прейскуранту.
Ф. ШАКИРОВА, главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах и г. Октябрьский.
Фото из интернета.