Все новости

Цифровой мир: надежные смарт-устройства

Цифровой мир: надежные смарт-устройства

Цифровой мир: надежные смарт-устройства
Начиная с 1994 года, в России 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций.
Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций. В это году он проходит по девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.
По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.
Согласно программе «Цифровая экономика РФ», к 2024 году в России должно появиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий.
Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.
Дополнительно хотим обратить внимание на права потребителя при покупке товара в интернет-магазинах. Согласно положениям Правил дистанционной продажи товаров продавец (ИП или юр.лицо) до заключения договора розничной купли-продажи обязан предоставить покупателю следующую информацию: о полном фирменном наименовании и адресе продавца; о месте изготовления товара; об основных потребительских свойствах товара; о цене, условиях приобретения товара и о его доставке; сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В последующем в момент доставки заказанного товара продавец обязан предоставить потребителю следующую информацию о данном товаре:
адрес, наименование изготовителя (продавца), адрес организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
цена в рублях и условия приобретения товара;
сведения о гарантийном сроке (если он установлен); правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
сведения об обязательном подтверждении соответствия товара обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды.
По общему правилу продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара.
Однако если товар передан ненадлежащего качества, потребитель, воспользовавшийся указанным способом продажи товаров, имеет те же права, что и потребитель, который приобрел товар обычным способом, то есть следует руководствоваться статьями 18-24 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), пунктов 28-31 Правил.
Необходимо также помнить о том, что потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества, но при этом ему необходимо придерживаться определенных сроков для предъявления соответствующего требования.
Так, согласно положениям п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, п. 21 Правил потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате. При этом отказ или уклонение продавца от составления данных документов не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.
Н. МИХАЙЛОВ, и. о. начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах.
Читайте нас: