Все новости
Культура
1 Апреля 2020, 14:34

Народные праздники – культурное наследие

Сактинцы чтут и хранят национальные традиции и обычаиВ школе с. Сакты совместно с Сактинской сельской библиотекой организовали и провели мини-фольклориаду «Традиционные праздники русских и марийцев Пасха, Кугече и Арапа»

Сактинцы чтут и хранят национальные традиции и обычаи
В школе с. Сакты совместно с Сактинской сельской библиотекой организовали и провели мини-фольклориаду «Традиционные праздники русских и марийцев Пасха, Кугече и Арапа»
Наступления Пасхи христиане всего мира ждут с нетерпением. Этот праздник особенный, ведь он знаменует Воскресение Христово. Заканчивается Великий пост. Празднования продлятся ровно 40 дней - ровно столько Христос оставался среди верующих со дня воскрешения и до вознесения. Пасхальная неделя, начинающаяся сразу за Пасхой, именуется Светлой Седмицей, эти дни считаются главными в течение всего празднования.
Была показана инсценировка первого дня христианской Пасхи. Хозяйку русской избы сыграла С. А. Исламбуратова, библиотекарь Сактинский сельской библиотеки.
Учащиеся начальных классов исполнили танец «Веселые матрешки», ученицы 8 класса исполнили русскую народную песню «Субботея».
Ведущие также рассказали о марийской Пасхе – Кугече и обрядовом празднике Арапа.
Кугече – это старинный марийский праздник, посвященный обновлению природы и поминовению усопших. Он всегда совпадает с христианской Пасхой. Праздник «Кугече» был главным праздником весеннего календарного цикла, он отмечается через семь недель после праздника Ӱарня (Масленицы). Кугече продолжалась целую неделю, от среды до среды. И в день окончания Пасхи отмечался праздник Арапа - коллективное моление на поле, посвященное началу сева яровых культур. Арапа представляет собой приготовление каши и совместные ритуальные кушания на природе. В день празднования сборщики-мальчики (погышо) подворно обходят дома и собирают дрова, которые затем складывают в кострище для приготовления каши. Девушки-сборщицы подворно ходили и собирали деньги, платки, полотенца и продукты: крупу, яйца, молоко, масло, чай, хлеб соль и пр. Если сборщику подают продукты, он благодарит хозяев: «Пусть Светлый Великий Бог даст вам светлую жизнь, изобилие хлеба, изобилия скотины».
На следующий день незамужние девушки, помывшись в бане и надев чистое белое белье, из собранных продуктов готовят праздничный обед. В одном большом казане готовят сборный суп из круп, а в другом – омлет. Затем мальчики по всей деревне зазывают на обед. Жители деревень, каждый со своими тарелками, чашками и ложками, приходят на обед. Перед обедом кумалтыш павай (жрец) читает молитву. В молитве, помимо прочего, освящаются семена. Вместо стола и скамеек использовали солому. Рассаживаются в один ряд, сначала более уважаемые люди, затем мужчины, женщины и дети.
Учитель родного русского языка и литературы Р. А. Тимирбаева с учащимися 7 и 8 классов показала инсценировку подготовки к празднику Арапа и провела игру «Шырпым шылтен модмаш», в ходе которой Егор Кунакузин и Руслан Гайсин исполнили танец «Калтаса сем почеш куштымаш», Ирина Бикнина рассказала о народных приметах на родном марийском языке, Арина Саитгалина продекламировала стихотворение на марийском языке, Елена Кунаккузина, Александрина Актимирова и Розалия Тимирбаева исполнили марийскую песню «Ончем, шудырат огыл».
Главной составной частью фольклора является песня - в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. Наши предки запечатлевали в песне весь ход своей жизни: работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события. «Песня - живая летопись народа», - говорили наши предки.
В завершение мероприятия коллектив учителей с участием С. А. Исламбуратовой и Елены Кунаккузиной исполнили русскую народную песню «Деревенька». Ведущими праздника были заместитель директора по воспитательной работе А. А. Немцова, учитель родного русского языка и литературы Р. А. Тимирбаева.
А. НЕМЦОВА, заместитель директора Сактинской школы по воспитательной работе.

Читайте нас: