В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, которые характерны именно для этого возраста
Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме. Это поворотные моменты, кризисы, когда человек размышляет о своей жизни, что он сделала правильно, а что нет. Кризисное переживание всегда включает в себя стресс и неопределенность, рождает напряженность и тревогу.
Благодаря возрастным кризисам мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходить тяжело, связано это с временным непринятием и конфликтом между старым «Я» и новым «Я», которое возникает у человека, а у некоторых - легко. Человек, переживший возрастной кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было.
Существует много периодизаций возрастного развития.
Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права. Необходимо создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
Кризис 6 - 7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. Родителям нужно пересмотреть запреты, может, лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность. Отношение к детям должно быть как к взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Предподростковый кризис (10 - 11 лет). Психологи говорят, что в этом возрасте могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок – отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Серьезный возрастной кризис – это пубертатный (подростковый) период (13 - 15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
Следующий возрастной кризис приходит на 18-летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи. Близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Необходимо заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семье.
Кризис 40 - 45 лет – когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он стареет. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Резко возрастает риск появления разводов, измен, пьянства. Здесь необходимо отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем. Чтобы преодолеть кризис, нужно заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю мечту, с детьми должны быть доброжелательные отношения.
Таким образом, мы видим, что кризисы сопровождают нас всю жизнь.
Для чего я решила написать данную статью? Наблюдая за людьми, мы часто видим, что человек уходит в крайности, переживает депрессию, думает, что черная полоса в его жизни – навсегда. Но это не так. Преодолев испытания, кризисы, мы становимся сильными, эмоционально устойчивыми, готовыми преодолеть любые трудности, чтобы обрести счастье.
Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями, можно обратиться к психологу. Помощь близких – это важная часть преодоления кризиса. Поддержка и уверенность в своих силах помогут взрослому и ребенку пережить любой кризис.
А. ГИНИЯТОВА, педагог-психолог МБУ «Молодежный центр».