Что ты есть человек, и каково твое предназначение? Помнишь ли тех, кому обязан своей жизнью?
20 января 2022 года семья отмечала день рождения дедушки. Ему исполнилось бы 114 лет. Я решила достать его портрет из фотоальбома и поставить на стол, чтобы ему было приятней (по крайней мере, мне так казалось). Перебирая фотографии, наткнулась на желтые листочки, исписанные мелким аккуратным почерком. Это были воспоминания дедушки о Великой Отечественной войне, написанные на татарском языке еще в 1979 году. Мы с папой и мамой перевели их на русский язык. Я поразилась, каким смелым и отважным был дедушка. Мне не терпится и вам рассказать о фронтовом пути и ратных подвигах Нуретдинова Бадретдина Нурлиевича.
Мой дедушка родился в далеком 1908 году в деревне Шаранбаш-Князево Шаранского района в многодетной семье тринадцатым ребенком. После окончания школы он поступил в Белебеевское педагогическое училище, которое закончил в 1929 году. Получив профессию учителя, работал в школах Бакалинского и Шаранского районов: по утрам учил деревенских мальчишек и девчонок, а по вечерам, в рамках ликвидации безграмотности, взрослых.
Дедушке исполнилось 33 года, когда его призвали в армию. Дома осталась бабушка с 4 детьми. Это было 14 июля 1941 года. 15 июля на железнодорожной станции Туймазы он сел в поезд и отправился в сторону Дальнего Востока. Лишь на десятый день они добрались до военной части, расположенной в г. Антипиха Читинской области. По воспоминаниям дедушки, первым делом они искупались в реке Ингода, затем их переодели в солдатскую форму и определили в только что сформированный 553 стрелковый полк. Здесь он служил старшим писарем.
В марте 1942 года военкомат города Читы направил их часть в сторону границы с Маньчжурией, где был сформирован 488 стрелковый полк, входивший в 321 стрелковую дивизию. В это время немецко-фашистские войска форсировали Дон, захватив ряд плацдармов на левом берегу и создав прямую угрозу Сталинграду. Ставка Верховного Главнокомандования спешно направляла в район Сталинграда и на Дон новые части и соединения, в их числе и 321 стрелковую дивизию, в состав которой входил 488 стрелковый полк. Так, в начале июля 1942 года мой дедушка оказался под Сталинградом.
Соединение участвовало в стратегической оборонительной операции, которая длилась 125 дней и ночей. Боевые действия велись на дальних подступах к Сталинграду. Вот что дедушка пишет об этом в своих воспоминаниях: «В Сталинграде шли ожесточенные бои. Я был в должности писаря-старшины полковой санитарной роты. В бою возле тракторного завода уничтожил 2 вражеских танка, за что был награжден орденом Славы III степени. 25 июля осколки вражеского снаряда ранили меня в обе руки и левую ногу. Так я попал в госпиталь №1649 города Пензы».
Позже, изучая боевой путь дедушки, я убедилась, что он настоящий герой. Приведу фрагмент описания подвига из наградного листа: «3 июля 1942 года, после ранения командира, взял командование пулеметным взводом на себя и застрелил из пулемета 37 фашистских солдат и офицеров. Со своим взводом в течение 4-х суток удерживал дом в районе тракторного завода, где подавил 5 огневых точек, подбил и сжег тяжелый немецкий танк и уничтожил экипаж. 25 июля 1942 года во время атаки лично убил немецкого унтер-офицера. Оставшись с малочисленной группой бойцов, не допустил на своем участке противника к тракторному заводу, но был в этом бою ранен».
До 1 января 1943 года дедушка находился на лечении в эвакогоспитале №1649 г. Пенза, где по решению медкомиссии ему дали первую группу инвалидности и 45 дней отпуска.
Вернувшись домой к жене и детям, дедушка продолжил работать по своей профессии – учителем. Как стало известно из материалов архива МКУ «Отдел образования», а именно из приказа №245 от 8 июня 1943 года, он занимал должность заведующего Шалтык-Тавларовской начальной школой, а с 9 июля 1943 года был переведен на должность военрука Карьявдинской НСШ. Позже под его руководством был открыт детский дом в селе Шаран, и он работал директором. Но, окончив Бирский учительский институт, вернулся учителем биологии и химии в Карьявдинскую семилетнюю школу и проработал в этой школе до выхода на пенсию. По воспоминаниям его бывших учеников, он был спокойным, справедливым, грамотным и добрым учителем.
Вместе с бабушкой Хаернисой Кашафетдиновной дедушка вырастил двух сыновей и пять дочерей, трое из которых - Ира, Расима и мой папа - выбрали профессию учителя, закончив Башкирский педагогический институт. Продолжили династию учителей и внуки: Ринат, Рамиля и Айсылу. Я тоже решила стать педагогом, как мой дедушка. Мы гордимся, что являемся внуками участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, совершившего подвиг во имя Великой Победы, и преклоняемся перед ним, проявившим беспредельный героизм на фронте и в тылу.
Сижу, смотрю на фотографию своего дедушки и думаю, что он был бы доволен мной. Спасибо, дедушка, за жизнь! Я помню! Я горжусь!»
Дарина Нуретдинова - ученица 9 «а» класса СОШ №1 с. Шаран
Фото семьи Нуретдиновых: в первом ряду слева направо: дочери Венера, родственница (имени не помнят), Расима, Зимфира, Ира, во втором ряду старшая дочь Аниса (1952 г.).
Наградной лист Бадретдина Нуретдинова.
Рукописи дедушки о войне.
Фото и документы из семейного архива.